«Волшебная сила музыки»: музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 
 

Черненко Жанна Петровна,

музыкальный руководитель, учитель музыки
МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик» г. Новосибирска

 

«Волшебная сила музыки»: музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Есть внутренняя музыка души...

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Ее годами, буднями и бытом!

Е. Винокуров

Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов, которые работают в образовательных учреждениях, требует этого вдвойне.

В МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик» педагоги работают с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижения риска формирования СЭВ и появления кризиса профессии в целом.

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Влияние организационного фактора в условиях образовательного учреждения чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый учитель или воспитатель не может обеспечить детям необходимый уровень внимания, индивидуальный подход, не может заниматься воспитанием культуры их здоровья, так как в этой работе необходим личный пример. И вот тут в помощь педагогу может прийти музыкотерапияметод нормализации психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки, который обеспечивает выход человека из отрицательных переживаний, способствует наполнению его положительными эмоциями, корректирует эмоциональное состояние, устраняет страхи, психосоматические заболевания.

Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например, колокольный звон или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям, каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Цель занятий с элементами музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации: снятие фактора тревожности, эмоционального напряжения, обучение педагогов навыкам психологической саморегуляции.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий с элементами музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Вводная часть (ритуал приветствия, разминка: упражнения на снятие напряжения, скованности).

2. Основная часть (игры и упражнения по теме: дыхательные упражнения, релаксация, визуализация, мобилизационные упражнения).

3. Заключительная часть (ритуал прощания).

В процессе практики работы в МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик» сложились определенные подходы к проведению занятий с элементами музыкотерапии. На занятиях применяется активная форма музыкотерапии – приемы, задания и упражнения, используемые в коррекционной и лечебной педагогике, а также методы: игровые, арт-терапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

При первой встрече обязательна вступительная беседа об оздоровительном воздействии музыки на организм человека, его психоэмоциональную сферу. Очень важным является установление с педагогами доверительных отношений. Необходимо их настроить на открытость музыке, позволяющую свободно принимать звуки сердцем. Ввести в особую атмосферу доверия помогает спокойный голос ведущего, просьба сесть удобно, расслабиться, прикрыть глаза, сосредоточиться какое-то время на дыхании. Занятие не должно быть слишком долгим, утомительным.

Выбор произведений зависит от цели занятия, первоначального состояния участников, их потребностей. В течение занятия может звучать и одно произведение, например, В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», I часть. После прослушивания желателен этап рефлексии, когда каждый участник может поделиться своими ощущениями, новым состоянием. Это новое, обретенное во время занятия состояние, отражается на просветленных лицах, в сияющих глазах, как правило, переживается необычный, незабываемый опыт изменения внутреннего состояния под воздействием музыкальных звуков, и опыт этот благотворно отражается как на физическом, так и душевном состоянии. Как комплексно с музыкотерапией, так и самостоятельно в качестве коррекционной технологии на занятиях полезно использовать элементы изотерапии – терапии изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием.

Для педагогов владение методом музыкальной терапии приобретает особое значение, т.к. в процессе профессиональной деятельности они систематически могут включаться в совместную творческую деятельность с воспитанниками. При этом они не только будут успешно реализовывать коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса, но и активно заниматься самокоррекцией и профилактикой нарушений своей психоэмоциональной сферы. Например, на уроках, занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать физкультминутки. Использование композиций на основе мажорной, быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание, минор же, наоборот, помогает расслабиться, успокоиться. Можно спросить у детей: «Комфортно ли мне работать, какие чувства испытываю сейчас на занятии?» Затем включить музыкальный фрагмент.

Необходимо создавать в образовательных учреждениях сенсорные комнаты: спокойная цветовая гамма обстановки, приятная музыка, светооптические и звуковые эффекты, релаксационные кресла в сочетании с обучением техникам и способам психической саморегуляции. Релаксацию можно проводить с использованием музыкальных, световых и других технических эффектов в каникулы в течение пяти дней по 2-2,5 часа или 1 раз в неделю с использованием записей шума дождя, моря, звуков леса, пения птиц – это особенно полезно для людей с артериальным давлением.

Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя. Все это в целом положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека и способствует снижению эмоционального выгорания.

Количество просмотров: 8155  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы