Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными дефектами развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы

 
 

Сергеева Ольга Михайловна,

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

МКОУ С(К)ШН № 60 «Сибирский лучик» г. Новосибирска

 

Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными дефектами развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.

При сочетании детского церебрального паралича и нарушений интеллекта, нарушения пространственных представлений являются многочисленными, стойкими, ярко выраженными и без специального педагогического воздействия не корректируются. Однако в специальной литературе представлено недостаточно сведений о том, каким образом должна строиться коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста со сложным нарушением (сочетанием ДЦП и интеллектуальных нарушений). Для решения данного вопроса мной была разработана система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста со сложными дефектами развития. В качестве средства формирования пространственных представлений были выбраны игры и упражнения с использованием продуктивных видов деятельности. Развитие пространственных представлений у данной категории детей проходит те же этапы, что и у детей с нормой развития. Однако развитие пространственных представлений у детей с ДЦП и интеллектуальными нарушениями грубо нарушено.

Развитие продуктивных видов деятельности проходит 5 этапов, каждому этапу свойственны свои задания и игры:

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними.

Для формирования у детей пространственной ориентировки на собственном теле являются игры: «Солнышко», «Скатай шарик», «Ручки» и др., которые основываются на знании пространственного расположения отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая нога, рука и т.п.). Благодаря этим играм дети овладевают ориентировкой «на себе». Умение ориентироваться «на себе» – предпосылка, необходимая для перехода к следующему уровню развития.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна.

На этом уровне у детей формируется и развивается ориентировка «от себя», используются задания: «Веселый поезд», «Укрась елку», «Магазин» и др., которые способствуют различению детей основных групп направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Освоение пространственных направлений неразрывно связано со знаниями сторон собственного тела.

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.

Формирование умения детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, применять ориентировку «на себе», «от себя» на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, за, на. Этому способствуют задания и игры: «Снеговик», «Новоселье», «Сделай картинку» и др.

Работа над развитием пространственного восприятия в трехмерном пространстве происходит на четвертом этапе. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры и задания, в которых детей обучают организовывать эти отношения: «Макет», «Помоги найти мышонка», «Куда пойдешь и что найдешь» и др.

На пятом этапе идет работа над формированием умений ориентироваться на плоскости (двухмерное пространство). Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой – слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний. Предполагаемые задания направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости: «Геометрический диктант», «Город», «Назови соседей» и др.

На этом уровне развиваю у детей умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т. п.

О положительных результатах проекта свидетельствуют следующие моменты:

1. Развитие у детей пространственной ориентированности: от освоения ребенком ориентировки на собственном теле, на знании пространственного расположения отдельных частей тела до формирования умений ориентироваться на плоскости.

2. Формирование ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действий рассматривания, вслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения пространственной ориентировки.

3. Повышение интереса к образовательной деятельности у детей с детским церебральным параличом и нарушением интеллекта.

Количество просмотров: 8159  

Добавить комментарий

1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы