Развитие мотивации и готовности обучающихся осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни
Для развития мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, а также вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, здоровья и материального благополучия была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Она построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста, зоны их актуального развития и факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
– неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
– факторы риска, которые могут приводить к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
– особенности отношения младших школьников к своему здоровью, восприятие ребёнком состояния болезни в основном как ограничения свободы (необходимость лежать в постели).
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни является обязательным компонентом здоровьесберегающей работы образовательного учреждения и требует соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:
– создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
– организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
– организация физкультурно-оздоровительной работы;
– реализация дополнительных образовательных курсов;
– организация работы с родителями (законными представителями).
Ответственность и контроль за реализацию создания экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Эффективность реализации Организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога и включает:
– соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;
– использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
– введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
– строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;
– индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям;
– ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ОВЗ.
От администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов зависит организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Эффективность реализации дополнительных образовательных курсов, направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья зависит от деятельности всех педагогов. Это направление предусматривает:
– внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
– организацию в образовательном учреждении кружков, секций, факультативов по избранной тематике;
– проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п.
Для реализации дополнительного образовательного курса по проблемам охраны здоровья обучающихся в нашем учреждении используются:
1. Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного». Комплект включает тетради для учащихся «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», пособия для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей.
2. Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет; «Две недели в лагере здоровья» для детей 9-11 лет. Комплекты включают тетради для учащихся, пособие для педагогов.
Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, занятия в кружках, классные часы, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.
Работа с родителями (законными представителями) включает:
– лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;
– приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;
– организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации образовательного учреждения, всех педагогов.
Однако наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни – самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.
В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции проводится систематический мониторинг, который включает:
– аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;
– отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
– отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
– отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
– включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт образовательного учреждения обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.
Критериями эффективной реализации Программы являются:
– высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;
– отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;
– повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;
– снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
– результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;
– положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей.
Итак, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Количество просмотров: 7164 |
Добавить комментарий