Особенности обучения истории детей-инофонов

 
 

Чалышева Надежда Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 77 г. Новосибирска

 

Особенности обучения истории детей-инофонов

Развитие современного образования является национальным приоритетом России XXI века. Воспитание и образование относят к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и организацию работы оказывает влияние политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества.

Наша школа уникальна в своем роде. Школа занесена в книгу рекордов г. Новосибирска, как единственная школа за Уралом, где сформированы классы для обучения детей-езидов. Это один из древнейших народов Междуречья с уникальной религией, собственным языком и особым неповторимым алфавитом (тайнописью), проживающие в Армении и мигрировавшие в Россию. Еще двадцать лет назад о такой нации, как езиды, мы не слышали, а сегодня их численность равна численности таких народов, как чуваши, узбеки, грузины.

Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют в практике обучения и воспитания детей. Многие школы сами выбирают профиль, исходя из потребностей обучающихся и их родителей, возможностей образовательной организации и др. Наша школа стала заложницей создавшейся ситуации в связи с тем, что микроучасток оказался центром миграции езидов. Наплыв детей, создание классов детей, не говорящих по-русски, заставляет искать пути для создания собственной системы обучения и воспитания детей-инофонов. Учителя вынуждены были адаптировать свою систему работы под новые социальные условия.

Новые стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В работе с детьми-инофонами возникает проблема с предметными результатами освоения ООП ООО. Предметные результаты включают в себя освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, а также формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

С чем чаще всего сталкиваются учителя, работающие в многонациональной школе? Маленький словарный запас, неправильная речь: отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласования между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже (война был несправедливый, князь ехать собирать дань) создают своего рода проблемы в обучении детей-инофонов.

Как показывает мой опыт (20 лет работы с детьми, слабоговорящих по-русски), для успешного обучения, воспитания и развития детей-инофонов необходимо соблюдать ряд условий:

– учет языковых и национальных особенностей;

– применение специальных педагогических технологий с опорой на индивидуальные и дифференцированные методы обучения;

– особая, отличная от традиционной система оценивания знаний.

Перед учителем встает проблема: как правильно организовать учебный процесс с детьми, слабоговорящими по-русски. Ясно одно, что этот процесс будет отличаться от обучения предмету истории русских детей. Сложность заключается еще и в том, что к 9 классу дети-инофоны, несмотря на все языковые и прочие трудности, должны иметь уровень знаний, прописанный в стандарте.

В своей работе я использую педагогические технологии с опорой на индивидуальные и дифференцированные методы обучения. Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он пробуждает атмосферу коллективной,  увлечённой и творческой работы.

Я использую такие приёмы, как:

1. Наглядные блок-схемы (опорные конспекты), отражающие логические связи учебного материала. Ученики отвечают, опираясь на блок-схему; при выполнении домашнего задания используют опорные конспекты (ОК). Это дает возможность даже слабоговорящему по-русски ребенку усваивать материал. Опорные конспекты вначале предлагаются готовые, а затем дети могут сами составлять и использовать их. Интерес у учащихся вызывает ответ по ОК, составленному одноклассниками. Здесь ребенок может проверить и свои знания, и знания другого учащегося.

2. Составление Памяток-алгоритмов (П-А по требованию к качеству речи, по формированию умения доказывать, при работе с исторической картой, по выполнению домашнего задания). См. Приложение № 1.

3. Разноуровневые задания. Ребенок сам может оценить свои знания и взять карточку с проверочной работой определенного уровня (на «5», «4», «3»). Сделав работу, он всегда может попробовать себя в более сложном задании.

4. Составление Памяток для родителей по выполнению домашнего задания. Так как родители инофонов сами плохо говорят по-русски и не могут в полной мере помочь своему ребенку, памятка по выполнению домашнего задания поможет выработать алгоритм занятий родителей со своими детьми.

Мною были разработаны критерии, по которым оцениваются достижения учащихся:

– развитие русской речи;

– развитие исторического мышления;

– коммуникативные способности.

Критерии развития русской речи: понимание заданного вопроса; ответ односложный или неодносложный; способность дать развернутый ответ; способность сформулировать вопрос; монологический ответ; разнообразие лексического словаря; умение грамматически правильно связывать слова.

Критерии развития исторического мышления: умение воспроизводить исторические факты; выделять главное, второстепенное; сопоставлять и делать выводы; применять на практике, полученные знания и умения.

Критерии развития коммуникативных способностей: толерантность; умение общаться со сверстниками, с учителями, взрослыми; доброжелательность; уважение к традициям и обычаям других народов.

Данные критерии позволяют учащимся проговаривать информацию на русском языке чаще. Дети-инофоны учатся думать, рассуждать, усваивать разговорную и письменную речь учителя по любому предмету, включаться в события страны, на языке которой они учатся говорить.

На уроках истории и обществознания с детьми-инофонами я использую следующие формы работы:

1. Для формирования монологической речи:

– работа в парах;

– работа в группах;

– индивидуальная работа;

– проговаривание хором понятий, определений;

– фронтальная беседа с проговариванием;

– чтение с пересказом;

– ролевые игры "Учитель-ученик".

2. По формированию коммуникативных способностей для адаптации в русской среде:

– работа в группах;

– ролевые игры;

– урок-концерт;

– проектная деятельность.

В рамках урока истории и обществознания происходит адаптация не только в предметной области, но и в системе воспитания, объединение и бережное отношение к традициям, культуре многонационального государства.

Таким образом, акцентируем внимание на том, что подобные методы и приёмы, система в организации обучения детей-мигрантов является необходимым условием для формирования полноправного гражданина нашего многонационального сообщества.

Если ребёнок говорит: «Мой учитель, моя школа, Россия – моя Родина…», поверьте – это уже результат колоссального труда педагогического коллектива. Коллектива профессионалов, единомышленников, благодаря которому удаётся успешно реализовывать поставленные задачи.

Список литературы

1. Культура и образование этнических общностей Сибири: молодежь в поликультурном пространстве Новосибирска: материалы XII научно-практической конференции, 2009 г. – Новосибирск: Издательство СибАГС, 2009, 160 с.

Количество просмотров: 11805  

Добавить комментарий

1. Деятельность детских организаций как фактор позитивной социализации обучающихся
2. «Школа детей для детей» – пространство счастья
3. Английский театральный клуб как пространство социализации и творческого развития младших школьников: из опыта работы
4. Мультимедийная редакция как направление развития школьного самоуправления
5. Значение детско-взрослого сообщества в работе классного руководителя в школе для детей с проблемами слуха
6. Роль педагога-психолога в работе с педагогическими кадрами в образовательном учреждении
7. Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»
8. Особенности обучения истории детей-инофонов
9. Возможности реализации системно-деятельностного подхода на примере преподавания истории Средних веков
10. К вопросу актуальности взаимодействия школы и организаций культуры и спорта
11. Активные методы обучения на уроках биологии
12. Организация внеурочной деятельности посредством интеллектуального клуба «Микс»
13. Районный проект «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
14. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе
15. Особенности диагностики готовности к смысловому чтению обучающихся начальной школы
16. Разработка диагностико-развивающего компонента, направленного на выявление проблем и формирование навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы
17. Один из приёмов обучения письму в период обучения грамоте
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы