Разработка диагностико-развивающего компонента, направленного на выявление проблем и формирование навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы
Одна из основных проблем нашего общества – это читательская культура подрастающего поколения. Развитие новых технологий сыграли с детьми злую шутку: век компьютеров и высоких технологий отразился на их отношении к книге. Ребёнок все чаще и больше читает с экрана, книжной цивилизации предпочитают экранную, которая занимает большую часть его пространства. С одной стороны, инновации позволяют расширять пространство интеллектуальных возможностей, а с другой стороны, понимание значения чтения в этом процессе, стало утрачивать свою актуальность.
На современном этапе развития общества, в соответствии с требованиями ФГОС, дети начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» был определен круг проблем, связанных с поддержкой и развитием чтения в стране. Прежде всего, снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, поэтому многие государства ищут эффективные способы противодействия ей, реализуют собственные проекты и программы, так как чтение играет важную роль в развитии гражданина любой страны. Не маловажное значение имеет проблема утраты традиции семейного чтения. Многие педагоги говорят о том, что «нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования… Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития» [7; 16].
Безусловно, на данный момент, одной из главных задач образования является не только научить ребенка читать книги, но и дать понять, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека, часть его культуры.
Как же научить младшего школьника «смысловому чтению»? Опираясь на исследование ученых и наш опыт практической работы в сфере смыслового чтения, мы считаем, что этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Понятно одно, книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его, делать интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается ещё в дошкольном возрасте.
В работе с детьми дошколятами большое место занимает художественное слово. Литература является важнейшим средством, позволяющим познакомить их с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых и т. д.
Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, где они имеют возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод с английского К. Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей», чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.
Произведения художественной детской литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию морали, оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, начинает запоминать эпитеты народной речи, начинает понемногу чувствовать красоту поэтической метафоры.
Поступление ребенка в первый класс становится новым, можно сказать, инновационным этапом в его жизни, а главное, и в жизни его родителей. Происходит формирование основ умения учиться, способности организовывать свою деятельность в новых социальных условиях. И именно читательские умения, которые закладываются в старшем дошкольном возрасте, обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, активизируют его потенциал в общении, и служат успешной адаптации, а самое главное, в дальнейшем создадут основу для способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на последующих ступенях обучения.
Для решения этой задачи, начиная с детского сада, важным фактором являются повышение компетенции в сфере психолого-педагогических аспектов смыслового чтения всех участников образовательных отношений. Это способствовало бы созданию условий для формирования у подрастающего поколения навыков смыслового чтения, любви к книге, пониманию её значимости в достижении личностной успешности.
Одной из основных детерминант в этом вопросе является то, что особенностями формирования читательского интереса является стремление ребенка ко всему новому (объектам, людям, событиям). Именно любопытство, любознательность могут стать качеством ребенка, на основе которого может и должно осуществляться развитие культуры чтения.
Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекать, но и помогут приобрести опыт с опорой на пережитые в процессе чтения чувства и эмоции более высокого уровня, когда старший дошкольник и младший школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них, научится отличать в книгах «плохое-хорошее», анализировать поведение героев, самостоятельно простраивая пути выхода из ситуаций, и таким образом воспитывать в себе личность. Не маловажное значение имеет тот аспект, как родители участвуют в этом процессе, вовлечены ли они в него. Ведь многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются.
Анализ научно-практических исследований в данном направлении показал, что в отечественной психологии и педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности — от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового и рефлексивного чтения текста.
Как отмечают учёные, нередко формирование смысловой стороны чтения затягивается на долгие годы. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат. А главное, в этот процесс включены, как правило, только педагоги, психологи (в лучшем случае логопеды). Для родителей же отведена роль посильного участника, которому просто даются рекомендации. Хотя, если обратиться к истории, в семьях XIX-XX веков в России закладывались основы чтения, формировался эстетический вкус, который проявлялся в выборе книг, в бережном отношении к книге. Этому способствовали традиции семейного чтения вслух и обсуждения прочитанного. В настоящее время они утрачиваются, уходят из культуры. Сами родители привыкли к тому, что дети, приходя в детский сад или школу, учатся там под руководством педагога, который знает, как это делать. И сама постановка вопроса об ответственности родителей вызывает удивление. Получается парадокс: педагоги не видят в родителях помощников, а родители не хотят брать на себя ответственность за формирование навыка смыслового чтения своих детей. Существуют методики организации семейного чтения. Но эффективность их снижена из-за того, что подходы родителей отличаются от того, что делают педагоги.
В соответствии с этим, единая структура создания условий для развития культуры чтения у детей нарушается: педагоги работают в своём направлении в формировании основ смыслового чтения у своих подопечных, а у родителей своё понимание этого вопроса. При том, что внутри педагогических подходов также наблюдается разночтение: у психологов свои методы, у логопедов свои.
Возникла потребность в комплексной модели формирования навыка смыслового чтения у детей, где все участники образовательных отношений включены в этот процесс, на равных условиях.
Данная модель должна способствовать качественному анализу личностных резервных возможностей обучающихся, индивидуальному подбору методов и приемов развивающего сопровождения. Это помогло бы выработать единую траекторию повышения интереса детей к чтению, что ускорит процесс освоения понятийной стороны прочитанного. Тем более что согласно ФГОС, формирование и развитие навыков смыслового чтения является одной из наиважнейших задач, при этом чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относится к универсальным учебным действиям.
В рамках районного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом в соответствии с ФГОС НОО», который был инициирован и курируется ТГМ «ГЦРО» во взаимодействии с руководителем городского методического объединения педагогов-психологов Штельвах Ангелиной Викторовной, педагогом-психологом отдела практической психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», были созданы проблемно-творческие группы педагогов. В состав нашей группы вошли педагоги-психологи МАОУ «Гимназия № 12» Гетман Наталья Викторовна и Макарова Оксана Владимировна, педагог-психолог МБОУ ДОД ЦДТ «Содружество» Зяблова Олеся Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 78 Никитина Анастасия Сергеевна, логопед МБОУ Лицея № 28 Петляк Галина Константиновна, а также Делова Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 30 комбинированного вида «Снегирёк». Нами был разработан т.н. «Конструктор», цель которого обобщить, систематизировать, адаптировать и сделать доступными для всех участников образовательных отношений (педагогов, психологов и логопедов, родителей) имеющиеся разработки в сфере приобретения навыков смыслового чтения подрастающим поколением.
При этом нужно помнить, что современный процесс обучения построен на умении ребенка взаимодействовать с окружающими с ориентацией на его личность. Тем самым это формирует широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении. И здесь важно, чтобы все направления в работе с детьми (профилактика, диагностика, развитие) были связаны единой нитью целей и задач сопровождения процесса формирования навыков смыслового чтения. Поэтому «Конструктор» включает в себя три блока: диагностический блок, блок проблемного анализа и блок практических упражнений.
Речемыслительная активность ребенка является высшей формой психического развития детей, основой которым служит коммуникативно-познавательная деятельность. Это означает, что в процессе чтения происходит развитие и совершенствование, в первую очередь, различных сторон кoммуникативно-познавательного процесса. Для раскрытия этого аспекта хотелось бы обратиться к исследованиям Асмолова А.Г., по мнению которого смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. [1.5]
Немаловажно, также, умение ученика ставить цель и поэтапно ее достигать, прогнозировать итог своей читательской деятельности, самостоятельно оценивать ее, осознавать качество усвоения. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий – всё это также является основой смыслового чтения.
В процессе понимания и осмысления текста ученики должны уметь общаться с учителем и одноклассниками, чувствуя себя уверенно, не бояться задавать вопросы и публично анализировать свою читательскую деятельность. Поэтому коммуникативная (общение) и эмоциональная (самооценка, тревожность и т.д.) сферы также играют доминирующую роль в формировании навыков смыслового чтения у обучающихся.
В связи с этим, для глубокого психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей обучающихся, с целью более успешного обучения навыкам смыслового чтения, мы поделили «Конструктор» на четыре детерминирующие сферы личностного развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста: когнитивную (познавательную), эмоциональную, регуляторно-волевую и коммуникативную. В процессе адаптации программы нами было выявлено, что уровень сформированности этих сфер напрямую влияет на развитие читательской способности.
Каждая из личностных сфер включает в себя детальное описание трудностей в поведении, с которыми могут столкнуться сопровождающие этот процесс взрослые. Также здесь указаны возможные причины этих проявлений, предложен диагностический комплекс (научное исследование тех или иных особенностей личности), и практические упражнения на устранение этих причин (как разработанные учеными педагогами, так и авторские).
«Конструктор» носит функцию целостной системы создания условий для формирования навыка смыслового чтения у старших дошкольников и обучающихся в начальной школе. Им могут воспользоваться воспитатели подготовительных групп, учителя, психологи, логопеды, родители, и даже более старшее поколение (бабушки, дедушки). В разработке данного методического компонента принимали участие все участники образовательных отношений. Это и сделало его понятным и доступным в применении.
Практические части «Конструктора» могут использоваться на занятии или уроке. В основе своей он предназначен для внеурочной деятельности педагога, для домашнего взаимодействия родителя и ребенка и для занятий (групповых и индивидуальных) логопеда и психолога.
Разработка комплексного подхода, направленного на формирование у детей смысловой культуры чтения – это значит актуализировать и продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять многогранностью этого процесса, «заражать» интересом. Ведь чтение – это несчетные миры, это увлекательный способ изменить себя.
«Конструктор» и предложенные в нем методики позволяют работать над развитием навыка смыслового чтения. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.
И главный результат применения данного методического комплекса мы видим в том, что, несмотря на засилье видеотехники, школьники не теряют интереса к книге: любят ее, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч с ней в детской библиотеке.
Развивая у ребенка умение и прививая ему интерес к чтению, мы все: и родители, и педагоги, открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний самого себя, других людей, мира в целом, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
Использованная литература
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012.
2. Губанова, М. И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. Наука и школьная практика // сб. мат. [Электронный ресурс].
3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. Вентана-Граф, 2013
4. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014.
5. Кузнецов О. А., Хромов, Л. Н. Техника быстрого чтения. – М., 2003.
6. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [Электронный ресурс]. – Москва, 2008.
8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
Количество просмотров: 11598 |
Добавить комментарий