Развитие универсальных учебных действий средствами музыкально-театральной деятельности
В рамках реализации педагогической модели в 2016 году мною была разработана программа внеурочной деятельности «Вверх по лестнице общения». Реализация программы способствует развитию культуры речевого общения средствами музыкально-театральной деятельности, которая повышает эффективность творческих способностей младших школьников.
Концептуальной идеей программы является идея создания театрально-игровой среды общения, где музыкально-театральная деятельность младших школьников выступает универсальным средством развития их речевой культуры общения. Музыкально-театральная деятельность благодаря комплексному сочетанию драматизации, пения, движения, художественно-изобразительного творчества способствует повышению уровня владения коммуникативными средствами (вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия), а также влияет на развитие интерактивных личностных качеств младших школьников (организованность, ответственность и коллективизм), являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе.
Эффективность формирования культуры речевого общения у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности обеспечивается реализацией совокупности следующих педагогических условий:
– соблюдением индивидуального подхода в организации музыкально-театральной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, творческих способностей, а также психофизиологической готовности младших школьников к овладению компонентами музыкально-театральной деятельности);
– формированием у младших школьников мотивации к общению со сверстниками и личностно значимыми взрослыми, созданием благоприятного эмоционального фона, обеспечивающего свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогами;
– интеграцией в музыкально-театральной деятельности методов обучения, методов воспитания и музыкально-творческих методов (музыкального общения, эмоциональной драматургии, сопереживания, импровизации), способствующих развитию основных умений и навыков конструктивного общения, а также творческих способностей у младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Структурно-содержательная модель программы выстроена в соответствии с основными положениями Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Комплексным результатом освоения данной программы является повышение уровня речевой культуры младших школьников, формирование знаний и умений в области речевого общения, развитие системы универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников.
Личностные результаты:
– осознавать значимость языка, как основного средства общения между людьми;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– оценивать свою вежливость;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать ответственность за произнесенное или написанное слово, понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Предметные результаты:
– уметь уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);
– вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
– быть хорошим слушателем;
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь, знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Метапредметные результаты:
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
– пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации; записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
Структура и формы занятий, методы организации
Структурно-содержательная модель занятия внеурочной деятельности включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие культуры речевого общения младших школьников; рефлексию, подведение итогов и ритуал прощания. В ходе работы используются игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.
Формы проведения занятий: занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-театрализации, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игровые тренинги, занятия-инсценировки, «музыкально-литературные журналы», занятие-презентация и др.
Формы, приёмы и методы проведения итоговых занятий:
– театральное представление «Театр вежливых ребят»;
– конкурс рассказов «Случай из моей жизни»;
– круглый стол «Правила поведения и общения»;
– праздник (культурно-досуговое мероприятие) «Поделись улыбкой своей»;
– сочинение-рассуждение «Легко ли это – не ругать»;
– конкурс чтецов;
– конкурс ораторов;
– риторический ринг;
– защита творческого проекта и др.
Методика развития речевой культуры общения средствами музыкально-театральной деятельности.
Музыкально-театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли старясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Музыкально-театральная деятельность дает младшему школьнику уроки нравственности и возможности для творческого самовыражения. Она определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, живописи, риторического мастерства и сосредотачивает себе средства выразительности, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе музыкально-театральной деятельности, ребенок учится коллективно создавать художественные образы, развивать культуру речи, обмениваться информацией, планировать и координировать свои функции.
Значение музыкально-театральной деятельности:
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
-совершенствует артикуляционный аппарат;
-формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
-способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, интонации, модуляции голоса;
-стимулирует активную речь.
Методы и приемы:
-знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);
-моделирование;
-ситуация «проживания», противоречий и доказательств;
-коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, описание);
-организация творческого поиска;
-просмотр видеофильмов;
-слушание аудиозаписи;
-словесное рисование;
-разговор по телефону;
-коллаж из сказок;
-релаксация;
-музыкотерапия.
Содержание деятельности:
-артикуляционная гимнастика;
-чистоговорки и скороговорки;
-мимические этюды;
-упражнения на воображение;
-упражнения на активизацию словарного запаса;
-упражнения на интонационную выразительность;
-упражнения на формирование разговорной речи;
-упражнения на речевое дыхание;
-обыгрывание эпизодов и игры со словами и без слов;
-театрализованные представления.
Создание комфортной образовательной среды способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как «Портрет выпускника начальной школы», в основе которых лежит результат: формирование универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитание и развитие. Формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется не только в контексте усвоения разных учебных предметов, но и во внеурочной деятельности.
Средствами музыкально театральной деятельности развиваем все виды универсальных учебных действий:
Коммуникативные УУД:
– уметь работать в группе, договариваться друг с другом;
– участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении;
– слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
– понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать;
– обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– умение вести этикетный диалог со значением, «просьба», «вежливый отказ», пользуясь различными этикетными средствами;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– мотивационная установка на занятие и позитивное общение;
– овладение умением творческого видения с позиции зрителя, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– оценивание корректности речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе;
– уметь строить свои высказывания в соответствии с литературными нормами;
– учиться совместно с руководителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку.
Познавательные УУД:
– получение знаний о красоте, культуре, культурных ценностях, о хороших и плохих поступках;
– умение обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео;
– умение пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания;
– умение оценивать правильность речи с точки зрения орфоэпических, грамматических, лексических норм литературного языка;
– умение определять тему, основную мысль описания, что именно и как описывает автор, чтобы раскрыть основную мысль текста;
– выстраивать логические цепи рассуждений;
– овладение умением творческого видения с позиций зрителя, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Личностные УУД:
– ценить и принимать базовые ценности «дружба», «доброта»;
– умение соотносить события с принятыми этическими принципами;
– самостоятельное формулирование и выполнение этических правил;
– оценивание этического анализа содержания;
– личная ответственность за свои поступки, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях.
Таким образом, развитие культуры речевого общения средствами музыкально-театральной деятельности, повышает эффективность творческого развития способностей младших школьников и психокоррекции задержки речевого развития за счет комплексного эффективно-коммуникативного воздействия.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с.
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов. – М.: АНО «ПЭБ», 2008. — 80 с.
7. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // “Начальная школа” №11, 2008.
8. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя/под ред. Т.А. Ладыженской.-М.: Баласс, 2006. – 176 с.
9. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. – М.: Баласс, 2015. – 192 с.
10. Методические рекомендации для составления программ по внеурочной деятельности//под редакцией Е.Н. Степанова – М.: Сфера, 2008.
11. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч.4.1./М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
12. Разумова М.Н. Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии культуры речевого общения младших школьников [текст] / М.Н. Разумова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева – 2010.
13. Разумова М.Н. Критерии развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности [текст] / Мн.Н. Разумова // Вестник череповецкого государственного университета – 2011.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки РВ-4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 48 с.
Количество просмотров: 7656 |
Добавить комментарий