Двигательная активность дошкольников

 
 

Черепанова Нина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ФГБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 120» г. Новосибирска

 

Двигательная активность дошкольников

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, и следуя одной из основных годовых задач по работе в нашем ДОУ, используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

– медико-профилактические;

– физкультурно-оздоровительные;

– валеологическое образование родителей;

– здоровьесберегающее образование детей.

Особое внимание уделяется прогулкам на свежем воздухе.

При планировании прогулки, я всегда стараюсь учитывать все структурные части так, чтобы они выступали не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняли и углубляли друг друга. Особое место уделяю подвижным играм. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру организую сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру провожу в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре готовлю яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 10 минут.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то подвижные игры провожу в середине или конце прогулки, а в самом её начале дети играют самостоятельно. В остальные дни организовываю двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволяет обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми провожу одну подвижную игру и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планирую подвижную игру, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) При проведении упражнений, основных видов движений используются разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под моим руководством, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание.

При организации известных игр дети сами могут вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения лучше всего сразу переходить к игре и по ходу игры уточнять то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит нам, взрослым, ведь мы должны помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. Наблюдая за детской деятельностью видно, что не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий. Таким детям требуется особое внимание в течение всей прогулки.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Особое внимание уделяю сюжетным прогулкам, объединенным одной темой, насыщенной высокой двигательной активностью:

«Путешествие»

Цель:

1. Формировать у детей умение определять по карте свое местоположение, узнавать и называть знакомые объекты, вызвать интерес к путешествию с помощью карты(схемы).

2. Реализовать потребность в движениях, испытывать при этом радость, удовольствие.

3.Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.

Выносной материал: атрибуты для подвижных игр (птички, машины, кот, светофор, листики, обручи, бубен), карта, корм для птиц.

Ход прогулки:

У выхода из здания детского сада показываю детям карту, которую я обнаружила утром в группе. Дети строят предположения, кто же им принес карту?  Намекаю воспитанникам, что возможно, это ворона, наблюдение за которой вели на прошлой прогулке. На карте указано местоположение сюрприза, карта поможет добраться и его обнаружить, при этом, дети должны выполнить задания, указанные на карте.

Следуя указаниям (стрелкам на карте), дети подходят к спортивному участку.

Оказываются на «льдине».

Подвижная игра «Пингвины и медведь».

Цель: Учить детей действовать по правилам, не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу. Упражнять в беге и увертывании, ориентировке в пространстве.

Дети идут друг за другом, изображая походку пингвинов:

«Шли пингвины по тропинке,

По прозрачной тонкой льдинке,

Шли вразвалочку, вприпрыжку.

А за ними белый мишка».

Ведущий: «Не успели рассмотреть, вдруг бежит (имя ребенка) медведь». Ведущий называет неожиданно для всех имя все убегают, кого задел, тот выходит из игры.

Следующее задание — определить самого прыткого воробья.

Подвижная игра «Среди белых голубей».

Цель: Учить детей сочетанию речи и движений, действовать по правилам, вызвать положительные эмоции.

Дети, взявшись за руки, образуют круг, в середине скачет воробей.

Дети идут по кругу, «поддразнивая» воробья:

«Среди белый голубей, скачет серый воробей.

Воробышек пташка, серая рубашка 1, 2, 3 – беги»

Останавливаются, поднимают руки. Воробышек пытается вылететь из круга, дети, приседая, не выпускают его.

Дети отправляются дальше в путешествие. Останавливаются на площадке автогородка.

Подвижная игра «Воробышки и автомобили».

Цель: Умение действовать по сигналу, двигаться в определенном направлении, действовать сообща, закрепить правила дорожного движения.

1 часть игры- «воробышки» и «автомобили» становятся в две шеренги спиной друг к другу и на слово «воробьи» убегают «воробьи», «автомобили» их догоняют, и наоборот.

2 часть игры – «воробышки» становятся сзади «автомобилей» и согласно сигналам светофора выполняют движения.

По указаниям на карте, дети отправляются дальше в путешествие.

Появляются два «кота», их одолели мыши.

Подвижная игра «Мышеловка».

Цель: Продолжать развивать двигательную активность, вызвать положительные эмоции, развивать ловкость.

Два ребенка берутся за руки, поднимают их, остальные дети проходят и говорят все вместе слова «Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели! Мышеловку мы поставим и мышей туда поймаем!» Пойманные дети становятся мышеловкой.

Следующее задание – выбрать самую ловкую птичку.

Подвижная игра «Кот и птички».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, действовать только по сигналу.

Все дети занимают свои места в домиках(обручи).

Ведущий говорит слова с разной интонацией: «Птички в домиках сидят, птички вылететь хотят...», «птички летают, клюют зернышки, пьют водичку...». На слово «Кот» птички залетают в домики, кто не успел, тот становится котом.

Задание найти самую внимательную и быструю пару.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цель: Развивать умение концентрировать внимание при двигательной активности. Не наталкиваться друг на друга при движении.

Дети двигаются в разных направлениях с осенними листочками, на сигнал «найди себе пару по цвету», становятся парами и замирают, кто не успел, выходит из игры.

Наконец, дети обнаруживают на карте обозначение «сюрприз».

Ворона приготовила сюрприз для своих сородичей-корм для птиц в красивых баночках. Дети с удовольствием и заботой идут кормить птиц.

Сейчас очень популярно определение, данное ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Считаю, что главная задача нас, педагогов, дать нашим воспитанникам это благополучие.

Количество просмотров: 13616  

Добавить комментарий

1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы