Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

 
 

Козадаева Светлана Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 27 «Росинка»

 
 
 

Болотина Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предьявляемые ему требования.

Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Поэтому целью нашей работы является охрана и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1. Создать условия для своевременного и полноценного психического и физического развития детей.

2. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В своей работе мы используем современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Динамические паузы, которые проводятся нами во время занятий по мере утомляемости детей. Включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

В своей группе, при работе с детьми, мы уделяем большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Поэтому в группе создано здоровьесберегающее пространство.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развития и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся нами как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповые комнате-малоподвижные игры.

Релаксацию. Проводим в любом подходящем помещении. Планируем использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Гимнастика пальчиковая. Проводим с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развития дыхательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Ежедневно проводятся мероприятия на развитие у детей культурно-гигиенических навыков (игры, беседы, наблюдения и т.д.)

В нашей группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе в летний период.

С детьми проводятся физкультурные занятия два раза в неделю в физкультурной зале и один раз в неделю на свежем воздухе. Ежедневно проводятся утренние и вечерние прогулки. Используем с детьми физкультминутки и динамические паузы.

В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала, покой и движение, должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому в группе создан уголок уединения. Для профилактики острых респираторных заболеваний изготавливаем совместно с родителями «Чесночные» киндеры.

С детьми ежедневно проводятся оздоровительные мероприятия, пальчиковая гимнастика, хождение босиком по ребристым дорожкам, гимнастика в постели, водные процедуры после дневного сна. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

По утвержденному графику ежедневно проводятся влажные уборки, проветривания, кварцевание помещения группы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в работе с родителями:

– Консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.

– Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.)

– Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

– Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. – 2004. № 1. С. 114-117.

2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и в воспитании детей. С.Чубарова, Г.Козловская, В.Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171-187.

3. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. – 2005. № 4. С. 61-65.

Количество просмотров: 16386  

Добавить комментарий

1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы