Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском

 
 

Кокорина Ольга Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 389 «Ключик» г. Новосибирска

 
 
 

Миронова Ирина Яковлевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 389 г. Новосибирска

 
 
 

Пучкова Ирина Анатольевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 389 г. Новосибирска

 

Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском

Вопросы приобщения детей к культуре своего народа, к истории своего города являются актуальными вопросами социализации дошкольников в окружающем мире. В дошкольном детстве ребенок усваивает основные социальные знания, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.

Задача взрослых – донести до дошкольников важность познания и уникальность культурно-исторического наследия Новосибирска и его народа. В нашем детском саду с 2015 года реализуется парциальная образовательная программа «Детство с Новосибирском», которая стала основой для реализации детских и детско-родительских тематических проектов. Создание благоприятных условий организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками, открывающей возможности позитивной социализации ребенка в обществе – главная цель нашей работы.

В ходе планирования и организации образовательной деятельности с дошкольниками мы ставим перед собой решение немаловажных задач:

– расширять представления детей о культурно-историческом наследии Новосибирска, используя метод детского проектирования, как наиболее эффективную форму организации детской деятельности;

– подобрать и апробировать оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников, как важного условия для активного включения родителей (законных представителей) и детей в реализацию тематических проектов;

– пополнить образовательное пространство дошкольного учреждения методическими разработками, демонстрационным, аудио- и видеоматериалом о Новосибирске.

На первом этапе «Выбор темы» нашей главной задачей стало помочь дошкольникам осуществить выбор темы для более глубокого ее изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности.

Для наиболее результативного введения дошкольников в тему мы использовали традиционную модель «метод трех вопросов», при помощи которого мы выяснили, что дети при ответах на вопрос «Что мы знаем о Новосибирске?» были малоактивны: 12 % отвечали на вопросы о том, что они знают о Новосибирске; остальные 88 % затруднялись с высказываниями: «Есть герб», «Есть гимн», «Есть метро», «Новосибирск большой» и пр.

На второй вопрос «Что я хочу узнать о Новосибирске?», дети оживились и стали задавать разнообразные вопросы: «Сколько театров?», «Сколько зверей в зоопарке?», «Как сделан железнодорожный вокзал?», «Какие есть парки в городе?», «Как работают фонтаны и сколько их?» и др. Нами было организовано общее обсуждение, с записью ответов детей, определены задачи и направления познавательной деятельности. В последующем ходе реализации и презентации детских тематических проектов дети самостоятельно отмечали темы и вопросы, на которые они получили ответ.

Основным источником для выбора тем детско-родительских проектов послужило перспективно-тематическое планирование парциальной образовательной программы нашего детского сада «Детство с Новосибирском». Много разнообразных тем по ознакомлению с Новосибирском и его культурно-историческим наследием были самостоятельно предложены детьми.

На втором этапе «Сбор сведений» главная задача воспитателей – создать оптимальные условия для каждого воспитанника в развитии и проявлении познавательной активности и познавательной деятельности. На этом этапе воспитатели в группах оснащали и пополняли центры нравственно-патриотического воспитания, в которых появилась страничка «Мой Новосибирск». Содержание этого центра насыщалось объектами и продуктами детского и детско-родительского проектирования по мере реализации тематических проектов.

Мы организовали ряд экскурсий с детьми в библиотеку им. Т.Г. Шевченко (МКУК ЦБС Октябрьского района «Библиотека – филиал им. Т.Г. Шевченко») с целью ознакомления дошкольников с «Краеведческим порталом», направленным на ознакомление с городом и Сибирью. Мы предоставили старшим дошкольникам возможность самостоятельно выбрать художественную, научно-популярную литературу о Новосибирске для совместного чтения и изучения с детьми в детском саду.

В дальнейшем на встречу с сотрудниками библиотеки были приглашены родители старших дошкольников, с которыми провели семинар по ознакомлению с возможностью практического использования ресурсного центра «Краеведческий портал». В результате после такого семинара родители стали активными инициаторами организации и проведения экскурсий по Новосибирску в рамках работы «Клуба выходного дня», а также получили дополнительный информационный ресурс.

Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения (Пучкова Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории; Кокорина Ольга Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Миронова Ирина Яковлевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории; Перевалова Лариса Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории; Жабская Дарья Сергеевна, воспитатель) разработала ряд сценариев познавательно-досуговых мероприятий музыкальной и физкультурной направленности: «Осень в Новосибирске», «Новосибирск спортивный», «Олимпионики в Новосибирске», КВН «Я люблю Новосибирск» и др.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Понятие предметно-развивающая среда определяется как система материальных объектов деятельности ребенка. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытывали дефицит игровых пособий и демонстрационного материала по ознакомлению дошкольников с Новосибирском. Повышенный интерес к обновлению содержания предметно-развивающей среды в ДОУ спровоцировала администрация и методический совет дошкольного учреждения, объявив смотр-конкурс для педагогов «Лучшая игра, сделанная своими руками». Свои игры педагоги презентовали на Педагогическом совете ДОУ в форме мастер-классов.

На «Утренних встречах» мы собирались все вместе для обсуждения вопроса: «Что нового мы узнали?». Это дало возможность нам понять, что для детей оказалось наиболее интересным, удачным и успешным, кому из них нужна дополнительная помощь или совет для того, чтобы ребенок продолжил двигаться дальше в реализации своего проекта.

На третьем этапе «Выбор проектов» мы решали задачу – оказать помощь детям в выборе такого проекта, какой они хотят реализовать. Особенно активным детям были предложены индивидуальные проекты. Застенчивые, замкнутые и неуверенные в себе ребята нашли способ реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в исполнении групповых проектов (от 4 до 8 человек).

Четвертый этап «Реализация проектов» определил решение такой задачи, как создание в группе условий для осуществления детских замыслов. Реализация проектов проходила в разных видах детской деятельности:

– игровой (настольные и напольные игры, игровые викторины);

– творческой (танцевальный флэш-моб, чтение стихов, игровое перевоплощение);

– исследовательской (поиск информации, экскурсии, встречи с интересными людьми);

– продуктивной (поделки, рисунки, газеты).

Это оказывает содействие формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. Каждый детский и детско-родительский проект доведен до логического и успешного завершения, оставляет у ребенка чувство удовлетворения, успешности, гордости за достигнутый результат. После завершения проектов дети представили результат своей деятельности на Ярмарке детских тематических проектов в ДОУ, которая являлась первым туром районной ярмарки «Новосибирск встречает юбилей!».

На пятом этапе «Презентация проектов» задача воспитателя заключалась в том, чтобы создать условия для появления возможности у детей рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. А главное – обменяться информацией друг с другом. На этом этапе были организованы выставки рисунков и поделок.

В результате осуществления проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста познавательная деятельность для ребят стала лично-значимой, они действуют целесообразно, с пониманием того, зачем и для чего они узнают что-то новое об окружающем их мире.

Полюбить город, в котором живешь, можно только тогда, когда хорошо его знаешь!

Количество просмотров: 10542  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы