Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 
 

Качумова Сания Фаритовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ № 2 Барабинского района Новосибирской области

 

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Федеральные государственные требования требуют от педагога профессиональной компетентности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.

Дети 6-7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Необходимость подключения семьи к процессу формирования патриотических чувств, объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Тесное сотрудничество с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы должны опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников в формировании детской личности. Чтобы расширить знания родителей, применяются различные формы организации консультативной работы: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми в ДОУ: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи"

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Количество просмотров: 15963  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы