Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

 
 

Ветова Наталия Павловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 50 г. Новосибирска
 

 

Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. У детей с речевыми нарушениями в большинстве случаев наблюдается недостаточная координация мелкой моторики. В настоящее время для развития мелкой моторики рук разработаны разнообразные методы и приёмы.

Из всего разнообразия существующих методов и приёмов, способствующих активизации мелкой моторики рук, меня привлекла гарденотерапия.

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Наш детский сад является объектом точечной застройки, на территории которого мало деревьев и других растений. Мне захотелось обогатить опыт детей по работе с природными материалами. Гарденотерапия предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.

Всевозможные навыки при работе с растениями и различным природным материалом имеют позитивное влияние на ребенка. В дошкольном возрасте дети учатся близкому общению с природой, малыши начинают ее ценить и понимать основы здорового образа жизни.

Гарденотерапия для детей с общим недоразвитием речи направлена на развитие у детей сенсомоторных функций, на преодоление речевого и поведенческого негативизма, при этом преодолеваются различные трудности в произношении, психологическом состоянии.

При изучении литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Дети сами участвуют в сборе природного материала. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Ежедневно я провожу массаж рук с шишками, веточками, чурбачками. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Каждое упражнение сопровождается стихами.

Очень интересны для детей игры с крупой (игра «Выложи дорожку», «Сортируем зёрнышки», «Определи на ощупь», «Выложи картинку» и т. д.). Крупу можно пересыпать в разные емкости: рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, выполнить рисунок крупой. А еще на манке хорошо рисовать узоры, выкладывать целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза и др.

Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

В группе есть бассейн для рук. Это тазик, наполненный горохом. В нём дети прячут и находят «сокровища». Из камушков и ракушек можно сделать конструктор. Для этого необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить их. Раскрашивать камушки можно и с детьми. Одни и те же камешки используются для построения разных фигур, узоров, сравнения по размеру, форме.

Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Существует множество игр с песком «Веселые отпечатки», «Кто спрятался», «Художники», «Напиши букву», «Фантазия из песка» и т. д. Песок – уникальный природный материал. Когда ребенок касается песка, в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Моя работа по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:

– развивающий характер обучения,

– систематичность и последовательность,

– комплексный подход к организации педагогического процесса,

– наглядность,

– учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для формирования математических представлений (счётный материал, сравнение формы, размера, выкладывание геометрических фигур, ориентировка на плоскости и в пространстве, измерение объёма), обучению грамоте (выкладывание букв), ознакомлению с окружающим миром (всевозможные коллекции: ракушки, спилы деревьев, семена, крупы, камушки, шишки и т.п.), на прогулке (сбор природного материала, работы на клумбе, огороде), в сюжетно-ролевой игре (предметы заместители) и т.д.

Преимущество гарденотерапии в том, что растения и природный материал дают обратную связь, они экологичны и безопасны. Природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха о стенки). Неповторимость каждого природного объекта развивает живое восприятие мира.

Игры и упражнения с использованием природного материала интересны детям, они помогают снять у них эмоциональное напряжение. Природные материалы, помимо оздоровления и активизации организма, помогают решать множество задач:

Развивают и улучшают основные моторные навыки – мышечной координации и тренировки неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев.

Получают восстановление и развитие все сенсорные каналы.

Получают новые профессиональные навыки (размножение растений, уход за растениями, аранжировка цветов).

Развивают познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки.

Улучшают навыки общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса.

Улучшают способности проводить наблюдения за растениями и живой природой.

Стимулируют чувственное восприятие.

Формируют целостную картину мира.

Развивают психологические процессы.

В моей группе 13 детей, имеющих речевые нарушения. Используя в работе с этими детьми метод гарденотерапии, я увидела, что у детей появилась заинтересованность в работе с природным материалом, развивается познавательная активность, творчество, улучшилась мелкая моторика рук, психоэмоциональное состояние, что очень важно для этих детей.

Количество просмотров: 12936  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы