От простых игр с детьми к конструированию

 
Гришулина Оксана Евгеньевна
 

Гришулина Оксана Евгеньевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска

 
 
 

Иванец Татьяна Анатольевна,

воспитатель МАДОУ Детский сад № 373

комбинированного вида «Скворушка» г. Новосибирска

 

От простых игр с детьми к конструированию

Конструирование – особенный вид детской деятельности! Занятия с кубиками начинаются в младенчестве и продолжаются в течение всей дошкольной поры. Во второй младшей группе, где мы работаем, есть дети, которые очень любят играть с кубиками, а есть и равнодушные к таким играм. В этом году мы решили заинтересовать малышей конструированием из кубиков. Во-первых, чтобы заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки, мы решили использовать художественные произведения. В этом нам помогали небольшие рассказы или короткие сказки, так как все дети любят веселые сказки, которые, порой, мы придумывали сами.

Например: «Вот мама курочка, – и показываем игрушку. От нее убежали цыплята в лес и заблудились. Надо им помочь! И мы строим дорожку домой». Детей заинтересовывают различные сюжеты: рассказ о неуклюжем мишке, который наступил на шишку и его нужно отвезти полечиться на сделанной из кубиков машине, про зайчика, у которого растаял дом из снега и ему построим новый из кубиков. Такая проблемная ситуация заставляет задуматься, вызывает сочувствие и желание помочь, поддерживает интерес к новой для него деятельности.

Заинтересовать ребенка и поддержать его активность помогают и детские стихи, песенки, потешки. Вот многие из них мы и обыгрываем с помощью конструктора.

Сидит белка на тележке,

раздает она орешки

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому, Лисичке-сестричке,

воробью да синичке.

Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочку.

Читая эти стихи, на глазах малышей из 3-х кирпичиков строим тележку, сажаем туда белочку.

«Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины…»

Читаем детям и предлагаем построить жёлтую и красную машины.

Отличный прием включения детей в игру – сюрпризный момент. Обычная коробка, оклеенная цветной бумагой для строительства дома для зайчика, становится вдруг сказочной.

Когда малыши познакомились с новой для них деятельностью и игрой, мы начали знакомить с деталями и частями конструктора. В нашей группе в контейнере хранится набор для строительных игр. Для того, чтобы ребенок усвоил название форм строительного набора, использовали особый прием – даем новые, понятные названия каждому предмету.

Ведь любая геометрическая форма похожа на какой-то неизвестный ребенку предмет – треугольная призма – на крышу дома, поэтому назвали её крышей, а параллелепипед очень похож на строительный кирпич – значит, это кирпич, куб – становится – кубиком, а цилиндр – столбиком.

Все предметы мы выложили на ковер и обследовали. Конечно, детишки не сразу усвоили название геометрических форм, в дальнейшем, в играх и самостоятельной деятельности, они научились их различать по внешнему виду и названию, а часть названий начинают использовать в речи. Убирая все предметы в коробку, мы вновь повторяем их названия, выбирая вначале только кубики, потом кирпичики, крыши, столбики, пластины. После того, как у детей появился интерес к строительным играм, мы начали знакомить их с постройками из одинаковых геометрических форм: строили узкую и широкую дорожки из кирпичиков, башни и поезд из кубиков. Например: делали круг из серой бумаги.

– А вот маленький щенок, который жалобно скулит, никак не может перебраться через ямку. Надо построить мостик. Сначала сами укладываем несколько кирпичиков, а потом предлагаем детям по очереди продолжить строительство. В другой раз, привезя игрушечный грузовик с кубиками, просим детей построить дорожку для котенка. Через какое-то время усложняем игру: одну дорожку делаем заранее, садим кошку и накрываем платком – это образец. Даем несколько кирпичиков и предлагаем построить такую же дорожку. Когда малыши справляются с задачей, водим куклу по дорожке, где сидит кошка.

Уходи с дороги кот,

Наша куколка идет.

Через киску упадет!

Бах! Упала!

(Брысь! Брысь!)

И так повторяем несколько раз, затем пересаживаем на другую дорожку и повторяем игру. Через некоторое время дети начинают строить, ориентируясь на готовый образец. Когда дети без труда начали строить по образцу, мы предложили им построить башню без опоры на образец. Именно так, в веселой и увлекательной игре, наши дети второй младшей группы научились создавать постройки из одного вида геометрических фигур. Когда они сделали первые шаги на пути основания простейшего конструирования, мы уже начали учить детей комбинировать две знакомые фигуры (кубик и кирпичик, создавая образ машины, стола, стула).

Затем вместе с детьми строим большие и маленькие дома для матрешек, лодочки, самолеты. Поставим треугольник на кубик – будем дом. Постройку обязательно обыгрываем. Постепенно усложняем игровую задачу, показав постройку из 3-х деталей. Например: кукольную кровать, которую можно сделать из 3-х кирпичиков, или кресло для лисички, паровоз с колесами и трубой.

«Едет, едет паровоз

Две трубы и сто колес

Машинистом рыжий пес».

Далее мы работаем над освоением наиболее сложных сооружений – перекрытий. Начинаем с простых построек – со скамьи из 2-х кубиков и пластины, заборчика из кирпичиков, приставленных друг к другу вертикально, затем ворот. Главное – все постройки обыгрываем игрушками: машинами, куклами, зверятами, мячиками.

И только когда дети научатся строить отдельные предметы, мы предлагаем объединить по смыслу сюжеты трех и более знакомых построек. Конечно, детям еще трудно удерживать в памяти замысел и последовательность строительства такой сюжетной композиции.

Используем прием достройки композиции. Например: заранее в красивой коробке находится построенный стол для какой-то игрушки, а детям предлагаем построить стул и диван. Рассматриваем получившуюся комнату, называем мебель, обращаем внимание на цвет и детали. Приглашаем к герою гостей.

Другой вариант: в коробке лежит зайчик в машине, а рядом матрешка, мышка и другие детали конструктора. Даём возможность ребёнку построить матрешке, мышке – машины, самолет или лодочку на выбор. Новые возможности ребенка позволяют перейти к сложным постройкам из множества деталей: домик из четырех кирпичиков и призмы – крыши, лесенка из кубиков и кирпичиков, горка со скатом из пластилина и с лесенкой из кубиков, песочница с грибком.

С помощью такой системы игр и занятий со строительным материалом мы постепенно обучаем своих воспитанников простейшему конструированию: каждый последующий шаг опирается на предыдущий. И конечно, во всем нам помогают родители, которые, строят и конструируют совместно с детьми дома.

В совместных ежедневных играх наши дети становятся более уверенными, самостоятельными и активными. Они начинают сами выкладывать кубики из контейнера, пробовать строить башенки, дорожки, домики, целые сюжетные композиции.

Количество просмотров: 11201  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы