Образовательная экскурсия к Поклонному кресту в Бугринской Роще

 
 

Денисенко Елена Александровна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ Информационно-экономический лицей г. Новосибирска

 

Образовательная экскурсия к Поклонному кресту в Бугринской Роще

Все мое детство проходило в деревне Бугры, и мы часто с родителями катались на велосипеде по Бугринской роще. Однажды они показали мне место на скале, где краской было написано, что здесь проходили массовые расстрелы во время Гражданской войны. В 2015 году это место в Бугринской роще освятили и поставили крест на Поклонной горе. Рядом с крестом закрепили табличку, на которой написано: «На этом месте в 1918–1928 годах жертвами массовых расстрелов стали наши соотечественники. Имена их неизвестны, но память о них будет жить вечно».

Фото 1. Поклонный крест

Мы не так много знаем про этот эпизод нашей истории. Со слов старожилов, точное число жертв неизвестно, одни говорят о семи, другие о двадцати двух расстрелянных. И свыше ста человек потом расстреляли на острове Коровьем (сейчас – остров Медвежий). Многие горожане даже и не знают об этом месте. 

Вместе с ребятами 5-го класса мы посетили Поклонный крест. Ребята задавали много вопросов о Гражданской войне, и я рассказала им, что в этом году исполнилось 100 лет со дня начала Гражданской войны в России. В конце мая 1918 года произошел мятеж чехословацкого корпуса и в ночь на 26 мая в Новониколаевске была свергнута Советская власть. По Сибири начался белый террор, без суда и следствия уничтожались десятки тысяч людей. Была объявлена мобилизация в белую армию, отказ от службы в ней грозил расстрелом. После прихода к власти адмирала А.В. Колчака офицеры, уклонявшиеся от службы в армии, объявлялись изменниками и к ним применялись соответствующие санкции. В конце 1918 г. Сибирская армия становится базой формирования армии адмирала Колчака. После сдачи Омска 14 ноября 1919 года колчаковская армия отступила к Новониколаевску. Здесь они хотели создать оборонительный рубеж, чтобы остановить наступление красных и не пустить их в Восточную Сибирь. Река Обь должна была служить естественной преградой. В Новониколаевске теперь располагались ставка Колчака, большое число войск, находился весь золотой запас России, огромное количество оружия и продовольствия.

Сибирское крестьянство, составлявшее подавляющую часть населения, в основном безразлично отнеслось к свержению большевистских ревкомов. Но налоговые поборы при Колчаке выросли вчетверо с лишним по сравнению с царскими. Возникло недовольство и, как следствие, стычки с вооруженными отрядами, собиравшими те налоги. Параллельно Колчак начал мобилизацию в Белую армию. А воевать против своих в колчаковских налогово-карательных отрядах никто не хотел. Реально союзниками Колчака стали только местные казаки – им в награду были увеличены земельные наделы.

Правительство Колчака приняло чрезвычайный «закон о бунте». Все, кто был замечен в связи с «красными», подвергались репрессиям. Судили военно-полевыми судами, тюрьмы были переполнены.

Колчак пробыл в нашем городе две недели, сколько человек было лишено жизни, неизвестно.

Фото 2. Место казни

Еще одним местом памяти, посвященном революционному прошлому нашего города, является Сквер героев революции, который мы с ребятами тоже посетили. Сквер Героев Революции – мемориальный комплекс и городской парк, расположенный в Центральном районе Новосибирска. Сквер является памятником истории регионального уровня, в январе 1920 г. здесь похоронены 104 политических заключенных, зверски замученных колчаковцами перед отступлением из города.

На территории сквера расположены две братских могилы, на одной из которых установлен монумент: мемориал Героев Революции. Также в Сквере Героев Революции имеется панно, посвящённое революционерам, похороненным в братских могилах. В числе убитых были председатель исполкома Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В.Р. Романов, рабочий городской типографии А.П. Яворский, участник крестьянского восстания в Новониколаевском уезде В.А. Зайцев и др. В ноябре 1922 года на братской могиле состоялось открытие монумента в виде сильной мускулистой руки, держащей факел и пробивающейся сквозь огромную каменную глыбу наружу. Создатели монумента – художник В.Н. Сибиряков и инженер А.И. Кудрявцев.

Революционное прошлое нашей истории, Гражданская война могут являться средствами формирования гражданской идентичности во внеурочной деятельности. С ребятами мы решили сделать исследовательский проект по Гражданской войне в нашем городе.

Фото 3. Сквер героев революции

Источники

1. https://studwood.ru (дата обращения: 13.08.2018 года).

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse (дата обращения: 13.09.2018 года).

Количество просмотров: 8631  

Комментарии

ужас-то какой в голове учительницы английского языка. Может, для разъяснений истории Гражданской войны лучше историка привлекать?

Страницы

Добавить комментарий

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы