Особенности проведения дыхательной гимнастики для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, улучшает психофизическое развитие детей.
Физиологическое дыхание у детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Если речевое в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с ОВЗ оно развивается патологически.
У дошкольников с ТНР отмечается значительное учащение дыхание, что сопряжено с речевой патологией и нарушением ритма, снижением глубины дыхания. Дети с нарушением дыхания «выключают» носовое дыхание, последствием чего является нарушение газообмена, уменьшение количества воздуха, поступающего в грудную клетку, расстройство памяти, нарушение нервной системы, быстрое истощение защитных способностей дыхательных путей от попадания инфекций.
Перед началом работы необходимо обследовать детей у педиатра, невролога, отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состояния слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не могут быть включены в такую работу.
Целесообразно применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов, увеличиваются резервные возможности дыхания – жизненная емкость легких, бронхиальная проходимость.
Воспитатели логопедических групп по заданию учителя-логопеда проводят ежедневные дыхательные упражнения по 3-4 минуты, соблюдая следующие требования:
– выполнять упражнения в хорошо проветриваемом помещении;
– заниматься до еды;
– заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
– дозировать количество и темп проведения упражнений;
– во время выполнения упражнений не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды;
– воздух набирать через нос;
– выдох должен быть длительным и плавным;
– необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками), губы слегка вперед.
Упражнения в игровой форме проводятся в подгруппе не более 7-8 человек. Дыхательная гимнастика включается в НОД как часть занятия: физминутка, переключение внимания с одного задания на другое, вводно-организационный момент.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
– «Носик балуется»
Вдох через нос – на выдохе закрыть одну ноздрю, по второй постучать во время выдоха
Вот так носик-баловник, он шалить у нас привык;
– «Носик нюхает приятный запах»
10 вдохов и выдохов через правую, затем через левую ноздрю, постукивая по второй указательным пальцем;
– «Носик поет песенку»
На выдохе ребенок постукивает указательными пальцами по крыльям носа и говорит БА-БО-БУ;
– «Водолаз»
Вдох – максимальная задержка дыхания задержка дыхания;
– «Хомячок»
Ребенок надувает щеки, удерживает из 3-4 сек., хлопает себя по щекам и медленно спускает воздух;
– «Греем ручки»
Вдох через нос- выдыхание теплой струи воздуха на ладони 3-4 раза;
– «Задуй свечу»
Вдох через нос – резкий выдох через рот 3-4 раза;
– «Покатай карандаш» с силой выдыхаем на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился, 3-4 раза;
Вдох через нос – на сильном выдохе прокатить по столу карандаш;
– «Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек) – 3-4 раза;
– “Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание- выдох, 3-4 раза;
– «Загони мяч в ворота» – дуем на ватный шарик, пытаясь направить его в «ворота»;
– «Аэробол» стоя (сидя) – дуть не больше 10 сек. с паузами;
– «Футбол» – ребенок дует через соломку на мячик, пытаясь задуть его в ворота;
– «Буря в стакане» – ребенок сильно выдыхает в соломку, опущенную в стакан с водой 3-4 раза;
– «Султанчики» – ребенок с напором выдыхает на пушинки, 3-4 раза.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания:
– «Спой песенку»
Глубокий вдох носом – на выдохе плавно, длительно поем АААА, ОООО, ИИИИ, УУУУ, ЫЫЫЫ, ЭЭЭ.
Затем увеличивая количество гласных на одном выдохе ААУУУ, ААУУИИ, ООУУАА, ЭЭИИОО…;
– «Спой, как я» глубокий вдох через нос, на выдохе резко, отрывисто А! А!А! О!О!О! У!У!У!;
– «Лопнула шина»
Вдох через нос – на выдохе ФФФФФФФФ;
– «НАСОС» на выдохе-ссссссссссс;
– «Змейка» на выдохе – ШШШШШ;
– «Жучок» на выдохе-ЖЖЖЖЖ;
– «Дождик капает»
Вдох через нос- на выдохе- ПА-ПА-ПА;
– «Зайка прыгает» вдох через нос, на выдохе – оп-оп-оп;
– «Мишка топает» вдох через нос, на выдохе ТОП-ТОП-ТОП
вдох через нос, на выдохе:
ПО-ПЭ-ПО-ПЭ.
ПА-ПО-ПУ –ПА-ПО-ПУ
ПА-ПО-ПУ-ПИ
МА-МО-МУ-МИ
ТА-ТО-ТУ-ТИ
ПАПАПАПАПА, ПУПУПУПУПУ, ПИПИПИПИПИ, ПЭПЭПЭПЭ;
– «Посчитай-ка»
Вдох через нос, на выдохе счет-12345678910…;
– «Дни недели» вдох через нос, на выдохе
Понедельник, вторник…;
– «Как вкусно пахнет» вдох через нос, на выдохе
АХ КАК ВКУСНО ПАХНЕТ
АХ КАК ОЧЕНЬ ВКУСНО ПАХНЕТ
АХ КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ТУТ ПАХНЕТ
Литература:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.- М.,2005.
3 . Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010.
4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб., 2008.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.
6. Нищева Н.В. «Примерной адаптированной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи» – СПб.: Детство – Пресс, 2012.
7. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб., 2008.203
8. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб., 1999.
9. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам. — СПб., 2009.
10. ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
Количество просмотров: 6767 |
Добавить комментарий