Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы уделяем особое внимание сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях и т. д. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного развития всех видов деятельности малыша, формирования его способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Но, как известно, основной формой и содержанием деятельности детей является игра. Именно через игру наиболее эффективно происходит формирование сенсорных эталонов. Очень важно в течение игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Именно в этот период дети должны овладеть основными сенсорными эталонами, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Проблемой формирования сенсорных эталонов детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю.Фаусек, Е. Хилтунен и др.).

В ходе нашей работы по данной теме мы составили план занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. За основу взяли следующие дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек»;

«Определи на ощупь»;

«Угадай, что съел?»;

«Тяжелый – легкий»;

«Теплый – холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?»;

«Найди предмет такой же формы»;

«Какая фигура лишняя»;

«Найди такой же узор»;

«Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?»;

«Цветные конфетки»;

«Украсим елочку»;

«Сложи солнышко»;

«Разноцветный коврик»;

игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»;

«Дальше – ближе»;

«Собери пирамидку»;

«Подбери цветочки к пуговкам»;

«Строимся на зарядку» и другие.

Многие игры мы создаем своими руками, и, конечно, реализация данного направления работы не обходится без участия родителей. Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

– консультации для родителей: «Умные пальчики»;

– изготовление игр-шнуровок и модулей с пробками;

– семинары-практикумы для родителей;

– выступление на родительских собраниях;

– в изготовлении дидактических игр;

– тематические выставки, беседы;

– оформление папок-передвижек с консультациями.

В родительском уголке оформили наглядный материал по темам: «Пальчиковые игры по формированию сенсорных представлений»; «Дидактические игры на развитие восприятия».

Нами были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы формирования сенсорных представлений ребенка в семье, провели мастер-класс «Геометрия из бросового материала».

Таким образом, данный опыт, полученный в ходе нашей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, в развитии познавательной активности детей. Дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Количество просмотров: 6254  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы