Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников

 
 

Зайцева Людмила Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Троценко Наталья Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников

Музыкальное занятие в детском саду – один из основных способов эстетического развития и воспитания детей. Традиционно оно включает в себя различные виды образовательной деятельности, направленные на гармоничное развитие музыкальных способностей детей: ритмические упражнения, пение, слушание музыки, музыкальные игры, танцы, игру на детских музыкальных инструментах. Кроме этого, эстетическому развитию детей способствует участие в театрализованной деятельности, конкурсах, развлечениях, праздниках. Именно такая организация музыкальной деятельности в детском саду позволяет полноценно выполнять задачи ФОП ДО И ФГОС ДО [1].

Однако на практике при подготовке детей к участию в различных мероприятиях возникают сложности с программным наполнением рядовых музыкальных занятий. Сталкиваясь с необходимостью разучить и отработать песни, танцы и другие номера к утреннику, музыкальный руководитель включает их в структуру НОД, заменяя другие виды деятельности. Чаще всего из занятий выпадает слушание музыки. На одном занятии не послушали «Плаксу» Д. Б. Кабалевского, на другом пропустили «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, а потом «Смелого наездника» Р. Шумана исключили. А потом возникает вопрос: а так ли и нужно детям слушание, если в программу праздников и развлечений его не включают? Тем более, что на этот неважный вид деятельности времени все равно не хватает.

Для ответа на этот вопрос обратимся к высказыванию о восприятии музыки В. Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благотворно, чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» [2, С. 86]. Известный русский критик и литератор подчеркивал, что детям необязательно втолковывать основную идею произведения, переводить звучащие музыкальные фразы на детский язык или требовать описать услышанное. Для гармоничного развития детям необходимо просто воспринимать красивую музыку, так как они способны слушать не только ушами, но и всей душой. Музыка проникает в сознание, наполняя его гармонией и ощущением красоты окружающего мира.

Верность этого утверждения подтверждают современные исследования в перинатальной психологии, доказывающие, что ребенок, даже находясь в утробе матери уже с 4-х месяцев способен слышать музыку и реагировать на нее. Таким образом, мы видим, что восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности, который активизируется одним из первых и оказывает влияние на формирование подрастающего организма. Подобно тому, как живое общение со взрослым способствует освоению ребенком речи, так и слушание музыки влияет на овладение музыкальным языком. Только постоянное, систематическое восприятие музыки учит чувствовать, понимать ее и любить [3].

Согласно классификации, предложенной М. Мартено, дети могут воспринимать музыку несколькими способами:

– пассивно, занимаясь своими делами, игрой в фоновом сопровождении музыки;

– частично активно – дети рисуют, лепят, занимаются творчеством под музыку, и она служит им вдохновением;

– активно – дети осознанно требуют прослушивания любимой мелодии, поют ее отрывки, услышав, начинают двигаться и эмоционально реагировать [3].

Стоит обратить внимание на мнение современных музыкальных педагогов, утверждающих, что для развития ребенка важны все три способа. При этом слушать музыку можно постоянно и перенасытить музыкой нельзя, если грамотно подходить к выбору произведений [4]. Исходя из этого, слушать музыку детям необходимо обязательно как для музыкального, так и для всестороннего развития личности. Но какую музыку можно слушать детям: только детскую, только программную или можно включать в репертуар «взрослую», «сложную» классическую музыку?

Н. А. Метлов пишет, что детям дошкольного возраста для прослушивания нужно давать только детскую музыку: в младшей группе только вокальные произведения без сопровождения, в средней – по три такта инструментальной музыки (например, «Кукушка и перепелка», «Барабан и труба» А. Гедике), в старшей и подготовительной нужно включать сюжетную инструментальную музыку (например, «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского) [4]. А вот Б. Л. Яворская опровергает мнение, что дети не должны слушать «взрослую» музыку: «Они (дети) хоть и не понимают программного содержания произведения, но сила его эмоционального воздействия им доступна [5]. Р. А. Матвеева также говорит о том, что в жизни ребенка должно одинаково звучать и то, что написано «для детей», и то, что написано «не для них», поскольку детская потребность в музыке намного выше, чем могут представить взрослые [3, С.27].

Соглашаясь с последним мнением, обозначим все же, что под музыкой для детей мы понимаем программную музыку, написанную композиторами и рекомендованную специалистами, а под музыкой не для детей имеется ввиду общепризнанная классика в тематике, понятной детям (например, тема природы во «Временах года» А. Вивальди, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига), а также музыка о детях, рассчитанная на взрослую аудиторию (например, балеты П. И. Чайковского, сказочные оперы Н. А. Римского-Корсакова) [6].

Опираясь в своей работе на рабочую программу по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников «Веселые нотки» МБДОУ д/с № 388 [7], мы предлагаем детям к прослушиванию программные произведения, рассчитанные на их возраст, соответствующие тематике, понятные и доступные детям. Также мы активно используем парциальные программы с разработкой музыкальных занятий «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, направленные на гармоничное формирование основ музыкальной культуры, и ориентируемся на предложенный в них репертуар. Однако считаем, что не стоит лишать детей знакомства с выдающимися музыкальными шедеврами.

Когда же слушать непрограммную музыку, если на рекомендованную времени не хватает при подготовке к утренникам? Мы используем для этого моменты отдыха детей. Например, в середине музыкального занятия при смене видов деятельности, при выполнении музыкально-дидактических упражнений фоном, в качестве эмоциональной поддержки во время творческих заданий, для успокоения и релаксации в конце занятия. При этом мы подчеркиваем, что слушание программной музыки выделяется в отдельный вид деятельности и носит активный характер с полным «включением» внимания детей.

Количество просмотров: 3798  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы