Особенности олимпиады школьников по обществознанию

 
 

Третьякова Ирина Геннадьевна,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 31 г. Барнаула

 

Особенности олимпиады школьников по обществознанию

Одной из ключевых задач современного российского образования является работа с одаренными детьми. Важно как можно раньше выявить способности ученика, найти возможность их развивать, поддерживать и стимулировать его творческие стремления. Хорошим средством в этой деятельности являются различные интеллектуальные состязания: олимпиады, конкурсы, чемпионаты.

Самой престижной среди всех школьных олимпиад, проводимых в нашей стране, является Всероссийская олимпиада школьников. Для успешной подготовки учителю необходимо знать формат олимпиады, соотношение отдельных блоков заданий. Так, Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (региональный и заключительный этапы) состоит из трех частей: тестовая часть, сочинение-эссе и оппонирование. Специфика заданий олимпиады по обществознанию состоит в широком охвате тем следующих образовательных областей: политологии, социологии, философии, экономики, социальной психологии, культурологии, права. Причем, в каждой из представленных выше наук выделяется еще ряд направлений, задания из которых включаются во все блоки олимпиады. Поэтому участникам необходимо быть эрудированными, иметь высокий познавательный интерес и развитые предметные и метапредметные знания и умения, развитое критическое мышление.

В тестовой части олимпиады участникам предлагаются такие типы заданий:

– логические ряды на определение общего понятия, определение понятия, выпадающего из общего ряда;

– задания на оценку истинности суждений;

– заполнение таблицы, схемы;

– решение кроссворда;

– обществоведческие задачи (юридические, логические, экономические);

– работа с информацией (текстом, таблицей, диаграммой) на подстановку определенных слов и словосочетаний, на определение авторства информации, обществоведческих категорий [1].

Для эффективной подготовки к выполнению заданий данной части можно использовать словари обществоведческих терминов, справочники, олимпиадные задания прошлых лет.

Вторым этапом олимпиады является выполнение сочинения-рассуждения – эссе по определенному высказыванию. В этой работе участник должен изложить свое понимание смысла высказывания, выразить собственную позицию по поднятой авторами проблеме и доказать ее, приведя аргументы с опорой на теоретический материал и доказать ее, приведя аргументы с опорой на теоретический материал и факты общественной жизни. Важно, чтобы аргументы были убедительны, необходимо сохранить научный уровень изложения, не приводить обыденные примеры. В данном задании оцениваются не только знания, но и общий культурный уровень участника, кругозор, способность к логическому построению материала, чувство меры. Приветствуется оригинальность стиля, метафоричность.

На третьем этапе олимпиады – оппонировании – участникам предлагается выбрать текст из определенной образовательной области. В ходе работы с текстом участник должен выступить оппонентом автору текста.

В такой работе можно придерживаться следующего алгоритма:

– Выбор текста (текст предполагает наличие знаний выбранной образовательной области, должен вызывать интерес участника).

– Выделение в тексте смысловых частей.

– Определение тезисов и аргументов автора в каждой смысловой части.

– Оформление необходимых положений в таблице:

1. Смысловая часть текста.

2. Авторские тезисы.

3. Авторские аргументы.

4. Контр-тезисы.

5. Контр-аргументы.

На основе проделанной работы необходимо составить текст оппонирования, в котором должна четко прослеживаться позиция автора, подкрепленная аргументами. Приветствуется знание теорий, существующих в науке. Важно корректно излагать свои суждения, быть объективным в оценках.

Список литературы:

1. Всероссийская олимпиада для школьников. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа http:// www.rosolymp.ru.

2. Олимпиада школьников ВШЭ. – [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http: www.hse.ru.

3. Олимпиада школьников «Ломоносов». – [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http: olimpschool.3dn.ru.

Количество просмотров: 13005  

Добавить комментарий

1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы