Выбор профессии. «Новый» взгляд на «старую» проблему

 
 

Хурасева Олеся Александровна,

заведующий структурным подразделением
МБОУ ДОД города Новосибирска «Центр внешкольной работы «Галактика»

 

Выбор профессии. «Новый» взгляд на «старую» проблему

Люди давно ищут формулу счастья. Все мы разные, и счастье для нас может быть разным. Но есть проверенные веками истины – Добро, Любовь, Справедливость. Если к этому добавить тот факт, что сегодня почти треть своего времени мы проводим на работе, то … надо искать формулу и для счастливой работы. Согласитесь, в этой шутке есть только доля шутки. А если говорить серьезно, то формула «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой» актуальна для многих. Давно известно, что выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком. Удачный выбор профессии даёт человеку моральное удовлетворение, повышает самооценку. А если профессия приносит удовлетворение и радость каждый день, то выбор сделан верный.

Сегодня детям сложно определиться с выбором профессии в бесконечном потоке информации. Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. И ребёнку важно не просто выбрать профессию по душе, но и примерить её к своим личным качествам, умениям, интересам.

В выборе будущей профессии на ребенка оказывает влияние среда, в которой он живет: семья, школа, учреждение дополнительного образования. Немаловажную роль играет и его круг общения. Взаимодействие всех компонентов очень важно. Оно помогает решить многие педагогические задачи: формирование и развитие интересов, ценностных ориентаций; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в профессиональном самоопределении; установление взаимопонимания между разновозрастными поколениями семьи и расстановка приоритетов. Для успешного взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи сегодня как никогда необходимо найти не просто взаимопонимание, но и почву для своего рода выгодного сотрудничества. Эта выгода исчисляется не финансовыми категориями. Здесь главным является сам Ребенок, его успешность сегодня и его перспективы в будущем.

Позиция семьи, безусловно, очень важна. Именно семья отвечает за получение ребенком основного образования. И именно семья может помочь ребенку сориентироваться в безграничном множестве вариантов получения дополнительного образования. Равнодушное отношение семьи к увлечениям ребенка может неблагоприятно сказаться на его психологическом развитии, творческих способностях и на эффективности обучения и профессионального самоопределения.

Как показывают социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – так считал известный пианист и педагог Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке. Именно родители могут заинтересовать ребенка музыкой, проявляя свой интерес к музыкальным занятиям. Семья самым естественным образом является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки.

Как показывает опыт, одной из более эффективных форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – проведение и реализация совместных  творческих и социальных проектов. В рамках совместной проектной деятельности родители с ребенком совместно, (и это особенно важно!) могут решить конкретную проблему, актуальную как для ребенка, так и для семейного сообщества. Это может быть проблема замкнутости ребенка или, наоборот, чрезмерной его гиперактивности; проблема семейной разобщенности или реализация желания продемонстрировать семейную сплоченность. А для учреждения такие проекты помогают не только привлечь к совместной творческой деятельности семьи своих учащихся, но и в значительной степени расширить свои образовательные возможности.

История знает немало примеров совместного семейного творчества. Семейное музицирование – это вовсе не какая-то новация, оно имеет глубокие традиции. В конце XVIII в. свои музыкальные шедевры создают известные всему миру композиторы такие, как М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и другие. Музыка все более прочно входит в бытовую жизнь общества. Примером литературно-музыкального содружества могут служить вечера в доме А. А. Дельвига, Н. В. Станкевича, где звучала музыка А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, М. И. Глинки и других русских и зарубежных композиторов. Музыкальные салоны прочно вошли в жизнь не только дворянского сословия, но и простых людей. Концертные выступления семейных ансамблей стали нормой. Особо подчеркнем, что это не только объединяло членов семьи, но и было определяющим в воспитании детей, поскольку музыка входила в их жизнь с ранних лет и воспринималась как ее неотъемлемая часть. Домашнее музицирование распространялось как внешкольное обучение, и в семьях русской аристократии обучение детей музыке было явлением обязательным. В простых же семьях, собираясь по вечерам, любители музыки составляли небольшие ансамбли из любимых народных инструментов, пели народные песни.

Именно идея фестиваля семейного музицирования реализуется в Центре внешкольной работы «Галактика» с 2008 года. Этот проект получил свое название «Музыка в кругу семьи». В рамках фестиваля родители и дети могут продемонстрировать своё семейное музыкальное творчество. Родители имеют разный уровень социальной и музыкальной культуры, соответственно, возникает вопрос о том, какую роль отводят себе родители в музыкальном воспитании детей. По нашим наблюдениям, в одних семьях с уважением относятся к увлечению детей музыкальным искусством, стараются поддержать развитие их музыкальных способностей, а в других – музыкальное воспитание отходит на задний план и, зачастую, родители руководствуются лишь внешними мотивами и не осознают свою роль в качестве полноправных членов образовательного процесса. Совместные выступления детей и родителей – хорошая возможность пообщаться, почувствовать себя дружной семьей, единым целым.

 

В первом фестивале приняли участие учащиеся и родители музыкальных студий «Калейдоскоп» и «Галактика». Отзывы родителей и детей были настолько восторженные, что уже через год в фестивале приняли участие все коллективы музыкально-художественного структурного подразделения, а еще через год – все творческие объединения ЦВР «Галактика». В 2014 году было решено при поддержке отдела образования Дзержинского района сделать фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи» районным. На наш призыв откликнулись творческие коллективы школ Дзержинского района, и мы познакомились с новыми талантливыми семейными коллективами. Все участники фестиваля единодушно отмечали важность возрождения и развития традиций семейного музицирования для укрепления внутрисемейных связей.

 

А при чем же здесь выбор профессии, скажете вы. А на самом деле, связь есть и самая прямая. Кроме прямого погружения в мир музыкальной культуры, ансамблевого исполнения, где идет определенная параллель с будущими концертными выступлениями исполнителей профессионалов, ребенок делает первые шаги публичных выступлений как таковых. Он учится взаимодействовать в коллективе, учится быть в роли исполнителя и слушателя одновременно. Семейная поддержка в этом важный воспитывающий фактор. А с другой стороны, готовясь к совместному выступлению, ребенок для своих родителей (родственников) выступает в роли учителя. Это не только поднимает его социальный статус, но и накладывает определенную ответственность за себя и за других, приучают к дисциплинированности. Мы уверены, что все полученные навыки помогут ребенку в дальнейшем выборе профессии. И в этом выборе он будет не одинок – его всегда поддержит семья. Мы в этом уверены!

 

Список литературы

1. Бауэр Л.С. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга. – Журнал «SCI-ARTICLE.RU». – http://sci-article.ru/stat.php?i=vzaimodeystvie_uchrezhdeniy_dopolnitelnogo_obrazovaniya_i_semi_v_organizacii_detskogo_dosuga

2. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб.: Композитор, 2005.

3. Итоговый меморандум I Международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества». – Якутск, 2013.

4. Павлов А.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей. – http://dopedu.ru/attachments/article/283/prof-sam.pdf

Количество просмотров: 10776  

Добавить комментарий

1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы