Развитие мотивации и готовности обучающихся осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни

 
 

Худякова Нина Петровна,

социальный педагог высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 189 г. Новосибирска

 
 
 

Сенаторова Нелли Михайловна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 189 г. Новосибирска

 

Развитие мотивации и готовности обучающихся осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни

Для развития мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, а также вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, здоровья и материального благополучия была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Она построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста, зоны их актуального развития и факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

– неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

– факторы риска, которые могут приводить к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

– особенности отношения младших школьников к своему здоровью, восприятие ребёнком состояния болезни в основном как ограничения свободы (необходимость лежать в постели).

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни является обязательным компонентом здоровьесберегающей работы образовательного учреждения и требует соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:

– создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

– организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

– организация физкультурно-оздоровительной работы;

– реализация дополнительных образовательных курсов;

– организация работы с родителями (законными представителями).

Ответственность и контроль за реализацию создания экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Эффективность реализации Организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога и включает:

– соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;

– использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

– введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

– строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;

– индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям;

– ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ОВЗ.

От администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов зависит организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Эффективность реализации дополнительных образовательных курсов, направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья зависит от деятельности всех педагогов. Это направление предусматривает:

– внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

– организацию в образовательном учреждении кружков, секций, факультативов по избранной тематике;

– проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п.

Для реализации дополнительного образовательного курса по проблемам охраны здоровья обучающихся в нашем учреждении используются:

1. Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного». Комплект включает тетради для учащихся «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», пособия для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей.

2. Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет; «Две недели в лагере здоровья» для детей 9-11 лет. Комплекты включают тетради для учащихся, пособие для педагогов.

Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, занятия в кружках, классные часы, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.

Работа с родителями (законными представителями) включает:

– лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;

– приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;

– организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации образовательного учреждения, всех педагогов.

Однако наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни – самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.

В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции проводится систематический мониторинг, который включает:

– аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;

– отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;

– отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;

– отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;

– включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт образовательного учреждения обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.

Критериями эффективной реализации Программы являются:

– высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;

– отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;

– повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;

– снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;

– результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;

– положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей.

Итак, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Количество просмотров: 7315  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы