Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников

 
 

Глущенко Алевтина Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

детского сада МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников

В дошкольном возрасте одной из важнейших задач воспитания и образования глухих детей является формирование у них связной речи, так как правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка. Обогащение словарного запаса – необходимое условие для развития коммуникативных умений глухих детей.

Изучая опыт педагогов, методическую литературу по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через дидактические игры у глухих детей дошкольного возраста обогащение словаря происходит быстрее. Так же как у детей с сохранным слухом, основной вид деятельности у глухих детей – это игра. Однако детям с нарушенным слухом самостоятельно сложно познавать окружающий мир, т.к. многое им непонятно и есть сложности в общении как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому требуются дополнительные средства для расширения познаний в окружающем мире и желательно в игровой форме. В своей работе с глухими детьми я увидела, что применение дидактических игр позволяет передавать определенные знания, формирует новые представления об окружающем мире, способствует развитию речи.

Для меня, как для воспитателя, важно было определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно способствовать развитию речи глухих детей, обогащать и расширять словарь, помогать детям познавать мир. С этой целью я начала подбирать картотеку дидактических игр для обогащения словаря глухих дошкольников.

При работе с детьми я выделила следующие направления работы:

1. Обогащение словаря новыми словами и понятиями.

2. Уточнение и закрепление базы словаря.

3. Активизация и актуализация словаря.

Работу с детьми во всех направлениях покажу на примере игры «Лото». В игре большие цветные карточки распределены по темам «Цветы», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

Обогащение словаря. Детям раздаю карточки с изображением фруктов и спрашиваю: Что изображено на моей карточке (Апельсин)? Ответы детей. После ответов я предъявляю табличку с надписью. Ребенок, у которого есть апельсин, должен сказать: апельсин у меня. Что изображено на моей карточке (Лимон)? – Лимон у меня и т. д. Только после многократного повторения я начинаю выделять характерные признаки предмета. Апельсин какой? Желтый, круглый и т.д. К карточкам обязательно предъявляются таблички с надписью.

Уточнение и закрепление базы словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами [1].

На столе раскладываем муляжи овощей и фруктов, я показываю карточку с изображением помидора. Что изображено на картинке? (Табличку не предъявляем, если дети затрудняются ответить, тогда предъявляем табличку с надписью). После того как дети ответили, прошу найти среди муляжей овощей и фруктов и еще раз проговорить что это. Далее спрашиваю, для чего нужен помидор и т.д. Игру повторяем несколько раз, чтобы дети освоили материал.

Активизация и актуализация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи [1]. На стол выкладываются карточки с изображением ягод. Я спрашиваю у детей: «Что это?» Ответы детей, после прошу показать, какая ягода кислая? Какая круглая или большая? и т.д.

Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр. Многократные повторения во время игр помогают детям усвоить речевой материал более быстро и прочно. Использование разных вариантов игры для обработки одного и того же материала способствует повышению интереса детей и, следовательно, лучшему, более прочному освоению этого речевого материала. Кроме этого, при проведении разных игр один и тот же материал оказывается использованным в разных ситуациях. А это расширяет значение употребляемого речевого материала и в то же время активизирует его.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика.  –М.: Владос, 2001.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2004.

Количество просмотров: 7630  

Добавить комментарий

1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы