Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска

 
 

Иконникова Людмила Викторовна,

руководитель региональных программ

АНО ИПЦ «Доверие» (г. Новосибирск), психолог

 
 
 

Самойлова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96

с углублённым изучением английского языка г. Новосибирска

 
 
 

Волкова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 191 г. Новосибирска

 
 
 

Курбанджанова Галина Николаевна,

социальный педагог МБОУ СОШ № 199 г. Новосибирска

 

Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска

С 18 мая по 6 декабря 2018 года в Новосибирске проходил пилотный этап комплексной программы «Будь здоров!», реализуемой автономной некоммерческой организацией автономно-просветительским центром «Доверие» при поддержке Mondelez International. Программа направлена на формирование и развитие навыков правильного питания, увеличение физической активности детей, на экологическое воспитание, т. е. увеличение у детей степени осознанности в отношении культуры здорового, безопасного и ответственного образа жизни.

В 2018 году Программа реализовывалась в трёх регионах России: Новосибирская область (г. Новосибирск, г. Искитим, г. Куйбышев), Владимирская область (г. Владимир, г. Собинка, г. Покров), Новгородская область (г. Великий Новгород). Во всех трёх регионах в Программе приняло участие более 25000 детей и 1000 учителей из 96 учебных заведений.

В Новосибирской области участниками различных мероприятий программы стали около 9000 детей. 6000 из них приняли участие в уроках здорового образа жизни в 36 учебных организациях и 239 классах. Всего 265 педагогов и воспитателей приняло участие в Программе. Если посмотреть профиль Программы в распределении школьников и дошкольников, то наиболее активно программа прошла во вторых и третьих классах.

Для реализации Программы в образовательных организациях специалистами АНО ИПЦ «Доверие» было подготовлено методическое пособие, включающее введение и основную информацию о программе, сценарии уроков с детьми («Здоровый образ жизни», «Рациональное питание», «Экология и растения», «Физическая активность»). В ходе реализации Программы были проведены следующие мероприятия (таблица 1):

– Открытие программы.

– Экологические акции в школах по посадке клумб.

– Участие в городских мероприятиях – проведение информационно-познавательных, спортивных игр.

– Семейный кулинарный мастер-класс. Семейный квест. Съёмки фильма семейной студией «Чудомир».

– Семинары-практикумы для учителей.

– Участие в родительских собраниях.

– Стажировка учителей по итогам конкурса отчётов по реализации программы «Будь здоров!». Тема стажировки – «Здоровьесберегающие технологии при формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся» в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, кафедра охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности.

Со статьями педагогов МБОУ СОШ № 191, МБОУ СОШ № 199, МБОУ СОШ № 96 с углублённым изучением английского языка можно познакомиться ниже.

По итогам проведённых уроков среди детей, родителей и учителей было проведено итоговое обследование в форме анкетирования, индивидуальных интервью и фокус-групп. По результатам итогового анкетирования среди детей можно сделать следующие выводы.

90 % детей отметили, что после уроков про здоровый образ жизни они стали более внимательно относиться к своему здоровью, к тому, какой образ жизни они ведут и как питаются. Многие отметили, что стали больше есть овощей и фруктов. Чаще делать зарядку и заниматься физическими упражнениями. Улучшения в соблюдении режима дня отметили 40 % детей. Многие дети впервые на занятиях по экологии посадили своё растение и с интересом наблюдали за его ростом, заполняя в дневниках наблюдений график роста. Примерно десяти процентам детей выращивать растения помогали учителя, более половине ­– родители, остальные делали это самостоятельно.

Большинству детей понравилось участие в Программе, и они готовы постигать знания о здоровом образе жизни и способах сохранения природы дальше. В ходе анкетирования и интервьюирования учителей мы, как организаторы, выяснили и с воодушевлением восприняли эти результаты. 100 % считают, что такие программы важны и нужны в школе! Хотя более половины учителей, ориентируясь на свой опыт, признают, что только на половину детей такие занятия повлияют и заставят задуматься о своём здоровье и о своём питании.

Многие учителя отмечают нехватку мероприятий, направленных на развитие навыков здорового образа жизни и правильного питания в школах. Лишь пятая часть опрошенных учителей отмечают, что данной теме в школе уделяется достаточное внимание и мероприятия проходят раз в месяц. Т. е. лишь в каждой пятой школе города ведётся полноценная работа по формированию у детей навыков ЗОЖ. Приятно, что 35 % учителей готовы включиться в работу по развитию Программы и разработке новых уроков и материалов по данной теме.

По итогам анализа анкет и фокус-групп родителей были получены удручающие результаты, которые подтверждают часто высказываемые учителями замечания о том, что дети и родители почти не общаются дома, родители мало интересуются происходящими в школе событиями и мероприятиями. Об этом же говорят и данные нашего итогового обследования. Большинство родителей считают, что занятия и мероприятия в школе важны для детей, что они позволяют развивать бережное и ответственное отношение к своему здоровью. При этом лишь 30 % родителей интересуются и знают о мероприятиях в школах, направленных на развитие навыков ЗОЖ, спортивной активности и экологического поведения. Остальные или что-то слышали, но точных знаний нет, или ни о каких мероприятиях, в том числе о Программе, даже не знают. И как итог родители признают, что «да, дети принесли из школы специальные дневники наблюдения». Но заполняли их они самостоятельно – 35 %, 40 % родителей вообще ничего не знали о дневниках здоровья и лишь 25 % родителей заполняли и обсуждали дневники с детьми.

На фокус-группах родители вспоминали, что дети, приходя с уроков программы, иногда рассказывают, что им говорили педагоги, но по печальному признанию респондентов, они пропускали информацию мимо ушей, не вдаваясь в подробности и не проявляя интереса к рассказам ребёнка. Информация теряется в суете повседневности, родители просто не слышат её, не слышат, что говорят дети. И лишь ближе к концу бесед во время фокус-групп признаются, что дети рассказывали дома о героях Программы, об экологии и выращивании, о переработке мусора и т. д.

Родители в ходе фокус-групп признали, что изменения в поведении детей наблюдались: просьбы купить фрукты, слежение за сроками годности и чтение в магазине детьми состава продуктов, выполнение зарядки и спортивных упражнений в течение дня. А ещё то, что дети более активно стали помогать по дому и спрашивать о том, какие добрые дела можно делать. Изменение в поведении детей отметили и 30 % родителей в ходе анкетирования.

Из родителей только 40 % опрошенных считают, что они в семье ведут активный и здоровый образ жизни. Знания родителей о здоровом образе жизни отразились в вопросе о том, что в качестве перекуса родители дают в школу детям: 50 % – мучные изделия, сладкое; 10 % – молочные, кисломолочные изделия; 15 % – соки; 25 % – свежие фрукты и овощи.

Таким образом, по итогам финального обследования мы наметили следующие пункты улучшения Программы:

– Усилить работу с родителями, так как они мало знали, что дети участвуют в программе.

– Усилить информационную поддержку программы – большинство учителей и родителей признаёт важность проведения работы с детьми по темам здорового образа жизни и здорового питания.

– Более включённо взаимодействовать с учителями.

Ниже представлены итоговые статьи педагогов-участников Программы и стажировки Самойловой Натальи Викторовны (учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96 с углублённым изучением английского языка, г. Новосибирск); Волковой Татьяны Васильевны (учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 191); Курбанджановой Галины Николаевны (социальный педагог, МБОУ СОШ №199, г. Новосибирск).

 

Внедрение программы «Будь здоров!» как средства формирования навыков здорового образа жизни первоклассников

В современном мире одним из составляющих условий жизнедеятельности человека является его здоровье. И одной из ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни. Сегодня в обществе особая роль и значимость придаётся здоровью ребёнка. Здоровье подрастающего поколения является важнейшей проблемой и предметом заботы, потому что определяет будущее страны и дальнейшее развитие общества. Ж. Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сначала сделайте его здоровым».

Ухудшение состояния здоровья школьников – серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников – будущего нации.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. [2]

Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными её направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, экологическое и культурно-просветительное.

Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников начинается с первого класса. Привитие первоклассникам навыков здорового образа жизни – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила здорового образа жизни должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни.

Для полного понимания ребёнком понятия «здоровый образ жизни» и формирования целостного образа жизни первоклассники были вовлечены в проект программы «Будь здоров!», задачами которой являлись:

– расширение и обогащение знаний и представлений школьников о ЗОЖ;

– развитие эмоционально положительного отношения к выполнению правил ЗОЖ;

– формирование умения отражать имеющиеся знания о ЗОЖ в деятельности и умение опираться на них в поведении.

Цель работы с первоклассниками в проекте по программе «Будь здоров!» – обучить детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации.

Задачи работы с учащимися над проектом:

– формировать потребности у учащихся бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии;

– научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

– сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

– сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

– овладеть общеобразовательными физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга.

Используя методическое пособие, составленное АНО ИПЦ «Доверие» в лице Е. Е. Асташиной, Н. А. Чалой, Л. В. Иконниковой, с первоклассниками были проведены занятия «Здоровый образ жизни», «Рациональное питание», «Экология и растения», «Физическая активность».

На вводном занятии, проходившем в форме интерактивного общения педагога и учеников, у учащихся формировались представления о разных аспектах здорового образа жизни. Это спорт, режим дня, прогулка, правильное питание, гигиена. Учащиеся класса проявили активность и интерес к разгадыванию кроссворда и отгадали ключевое слово «здоровье».

В ходе отгадывания кроссворда ученики познакомились со значением слова «пульс». Пытались найти его у себя. Ученики смогли включиться в беседу о физической культуре и закаливании, о занятиях спортом. 16 учащихся класса посещают спортивные секции и кружки. Учащиеся узнали о том, как правильно соблюдать режим дня. Несколько ребят рассказали о своём режиме дня. Активизировал детей на работу на уроке приём «разгадывание загадок» о гигиене, о видах спорта, а также выбор правильных ответов на предложенный вопрос. В ходе беседы о вредных привычках выяснилось, что группа учащихся имеет привычки опаздывать, сквернословить, грызть ногти, чистить зубы только 1 раз – утром.

В дневниках наблюдений почти все учащиеся смогли выполнить только рисунки, т. к. учащиеся 1 класса не владеют навыками письма. Ученики отметили, что выполняли разнообразные физические упражнения каждый день. Рассказали о добрых делах и поступках (помощь маме в приготовлении обеда, уход за кроликами, игры с младшими братьями, уборка квартиры). Работа на уроке и в дневниках наблюдений способствовала формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии.

Через практическое упражнение «Фабрика по переработке еды» учащиеся класса познакомились с пищеварительной системой организма человека. Могли у себя найти органы пищеварения (ротовую полость, желудок, печень, кишечник). Использование такого приёма, как сказкотерапия, способствовало знакомству первоклассников с базовыми понятиями «белки», «жиры», «углеводы», «вода».

Для закрепления и представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах учащиеся рисовали домик. Это практическое упражнение-игра «Домик» способствовало закреплению знаний у первоклассников значения белков, жиров, углеводов, воды, витаминов в организме человека.

Открытием для учеников стала пирамида питания. Основа пищевой пирамиды – продукты, появляющиеся на нашем столе ежедневно, а вершина – пищевая продукция, которую следует употреблять редко. Пирамида здорового питания незаменима для человека, активно занимающегося спортом. Строя свой рацион согласно её принципам, можно добиться каких-то существенных результатов. А для этого нужно знать «тело» пирамиды, т. е. те группы продуктов, из которых она состоит, и её основной принцип: ежедневные физические нагрузки, потребление достаточного количества жидкости и контроль веса тела. Через ответы учащихся было выяснено, что отдельные ребята с неохотой едят хлеб, каши, а любят сладости. Но у большинства учеников правильное сбалансированное питание.

Через дневники наблюдений ребята показали понимание вредных и полезных продуктов, чем они вредны и полезны. Полезные продукты, созданные природой, богаты витаминами, а искусственные пищевые продукты, производимые техническим путем, менее полезны для здоровья. Ученики смогли придумать сказки о вредных и полезных продуктах и изобразить их в дневниках наблюдений.

Начало занятий по теме «Экология и растения» проходило как всегда через отгадывание ключевого слова в кроссворде – «экология». Первоклассники не смогли дать объяснение значению слова «экология», но к слову «природа» смогли подобрать много слов-ассоциаций (дом, земля, реки, солнце, люди и т. д.).

Ученики с интересом слушали об опасностях, которые подстерегают наш дом, и нарушениях в природе. Во время просмотра слайдов о нарушениях в природе одна девочка расплакалась. Ей стало жаль нашу планету. Выполняя задание от Сила, ученики предлагали способы защиты природы от катастрофы: не ломать ветки деревьев, высаживать растения, не бросать мусор, собирать макулатуру. Класс принимал участие в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево».

Практические вопросы от Тока способствовали формированию у учеников представления о растительном и животном мире, разных способах соблюдения экологии и помощи природе. Поисково-познавательная деятельность по выращиванию фасолей дала возможность ученикам провести опыт, основываясь на знаниях, полученных на уроке. Ученики смогли увидеть и обобщить свои наблюдения, сделать вывод, увидеть красоту природы, проявить заботу о растении. Из 32 учащихся класса заинтересовались опытом 22 ученика.

Одно из занятий с учащимися проводилось в форме двигательной активности. Учащиеся класса были разделены на команды «Сила» и «Сила Тока». Проведённые эстафеты способствовали развитию ориентировки, ловкости, смекалки; самоконтролю, оцениванию движений других ребят, сплочённости коллектива и дружелюбия.

Коллектив родителей поддержал желание учителя и детей участвовать в программе «Будь здоров!», выразив 100 % согласие на опрос, согласие на обработку персональных данных своих детей.

После проведённых мероприятий с первоклассниками было проведено анкетирование с родителями учеников. В анкетировании приняли участие все родители первоклассников. Обработав результаты анкет по классу, делаю вывод, что родители осознают важность формирования основ ЗОЖ своих детей. Программы, которые вводятся в школах, помогут научить ребёнка вести ЗОЖ.

80 % родителей совместно детьми заполняли дневники наблюдений, что способствовало формированию ЗОЖ не только ребёнка, но и семьи. Совместная деятельность помогает родителям стать не наблюдателями, а участниками процесса по формированию навыков ЗОЖ. На страницах дневника наблюдений «Команда Сила» содержится материал, позволяющий привить навыки правильного режима дня, умения планировать свою работу и достигать поставленных целей, гигиенические навыки. Открыв эту тетрадь, первоклассник вовлекается в игру на основе собственных наблюдений за своим здоровьем.

Цель программы достигнута. Учащиеся приобрели определённые знания, приёмы, направленные на формирование познавательной активности в области здоровья, узнали об экологии и каким образом сохранить нашу планету. Учащиеся и родители осознают важность соблюдения режима питания ребёнка и включения в рацион питания полезных продуктов. Ребята научились выполнять правила личной гигиены и развивали готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

За активное участие в программе «Будь здоров!» все ученики класса были награждены грамотами и подарками.

Список используемой литературы

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004, 296 с.

2. Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. канд. пед.наук: – Шуя, 2010. – 171 с.

3. Секач, А. С. Выбери здоровый образ жизни! А. С. Секач, И. М. Егорова. – Мн.: 2006. – 22 с.

4. Т. А. Андреева, аспирант ГОУ ВПО ЧГПУ имени И. Яковлева, учитель начальных классов. Формирование здорового образа жизни у детей 6–7 лет.



Практический опыт реализации программы «Будь здоров!» в МБОУ СОШ № 191

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: что для нас важнее – их физическое состояние или обучение? Ещё Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Ежегодно мы проводим мониторинг групп здоровья учащихся первых классов. В 2018–2019 учебном году из 249 детей полностью здоровы всего 24 ребёнка – это 9,6 % первоклассников.

Таблица 1. Группы здоровья. Учащиеся, 1 классы.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

24 ч

181 ч

44 ч

1 ч

1 ч

А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который, может, и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, «…всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему» [1].

Одной из приоритетных задач нашей школы является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Результат работы нашего коллектива был отмечен:

– на муниципальном уровне – почётной грамотой,

– на региональном уровне – благодарностью,

– на федеральном уровне – дипломом «Школа здоровья – 2016».

Опыт работы учителей обобщён на 18 международной научно-практической конференции, по итогам которой был выпущен сборник «Теоретические и методологические проблемы современных наук». Педагоги начальных классов участвовали в областном VII Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России – 2016», где им были вручены сертификаты.

2014–2015 и 2015–2016 учебные годы – победитель международного конкурса проектов в рамках программы «Будь здоров!».
2016–2017 учебный год – участник регионального конкурса «Разговор о правильном питании». В 2018–2019 учебном году мы участвуем в городском конкурсе проектов в рамках программы «Будь здоров!».

Цель – активизация, развитие и популяризация деятельности, направленной на развитие культуры здорового и ответственного образа жизни, развитие навыков правильного питания, увеличение физической активности, понимание экологической ответственности среди обучающихся города Новосибирска и НСО.

Задача – популяризация здорового образа жизни и питания.

Участники проекта – учащиеся 2–4 классов МБОУ СОШ №191.

Большой плюс программы «Будь здоров!» состоит в том, что она направлена не столько на пропаганду здорового образа жизни, сколько на его реализацию. Дети пробуют здоровый образ жизни «на вкус», и этот вкус им начинает нравиться. Они получают удовольствие от здоровой пищи, от активных игр и им хочется продолжать это делать. В дальнейшем они сами выбирают здоровый образ жизни.

Проект мы реализуем в три этапа.

I этап – информационно-подготовительный.

Проведение диспутов, бесед, анкетирования детей и родителей, мониторинги состояния здоровья.

II этап – организационно-деятельный.

Организация и проведение пятиминуток здоровья, проведение «Дня здоровья», акций «Оранжевое настроение» и «Растим Дерево здоровья», мастер-классы, конкурс агитбригад «Здоровым быть здорово», организация родительского лектория «Охотники за здоровьем», проведение родительской конференции «Родитель – пример в формировании у ребёнка основ ЗОЖ», проведение бесед по основам гигиены и правильного питания с привлечением специалистов (медицинского работника, работников столовой).

III этап – заключительный.

Создание презентаций «Активный отдых», фотоконкурс «Мороз и солнце; день чудесный!», создание буклета «Заповеди здоровья», освещение итогов реализации проекта в СМИ и на сайте школы.

Программа «Будь здоров!» включает в себя четыре взаимосвязанных направления:

– образовательные занятия с детьми, направленные на получение новых знаний о здоровом питании, о способах приготовления и выращивания здоровой пищи;

– практические занятия по самостоятельному приготовлению полезных блюд детьми;

– выращивание полезных растений в здании школы;

– увеличение физической активности школьников на переменах и после уроков.

Образовательная программа, направленная на получение новых знаний о здоровом питании в нашей школе в данный период осуществляется во всех классах, участвующих в программе. В целях обеспечения здорового питания школьников, сохранения и укрепления их здоровья, профилактики заболеваний врач школы проводит беседы «Что такое здоровье и здоровое питание», «Режим питания», «Секреты здорового питания» и многие другие. На занятиях врач и педагоги знакомят ребят с разнообразием блюд, которые можно приготовить на завтрак, рассказывают о значении завтрака, о дневном рационе питания учащихся, знакомят с наиболее ценными продуктами, которые необходимы школьнику для нормального роста и развития. Во время бесед используются презентации «Здоровое питание для школьников», «Мир здорового питания», «Здоровое питание – это легко», проводятся викторины «Питание и здоровый образ жизни».

О правильном питании нужно говорить не только школьникам, но и родителям, так как здоровье детей в большей степени находится в их руках, поэтому на родительских собраниях вопросы правильного образа жизни, здорового и полноценного питания рассматриваются постоянно.

Образовательные занятия по здоровому питанию у нас чередуются с практическими занятиями и экскурсиями.

Практические занятия по самостоятельному приготовлению полезных блюд проводятся 2 раза в месяц. Знание того, что пища должна радовать, доставлять удовольствие, возбуждать аппетит, знает каждый, а вот ученики, которые принимают участие в программе, имеют возможность получать дополнительную информацию о пользе питания, здоровой пище в результате практических занятий по приготовлению различных кулинарных блюд. Овладеть умением приготовить вкусное, а главное, полезное блюдо желают не только девочки. На занятия с большим удовольствием ходят и мальчики. А как известно, по статистике, лучшие повара – это мужчины!

Для повышения познавательной активности учащихся и усиления важности правильного питания были привлечены родители. Теперь при подготовке к классным праздникам учащиеся стараются использовать свои кулинарные способности, сами готовят полезные блюда к праздничному столу и угощают ими родителей.

Среди участников программы проводится конкурс на лучшее оформление уголка для выращивания полезных растений. Ребята сажают лук, укроп, петрушку, кинзу и ухаживают за своими огородами.

По программе увеличения физической активности и оздоровления учащихся проводятся мероприятия по трём направлениям:

– активные подвижные перемены и физминутки на уроках;

– подвижные игры на свежем воздухе и в спортивном зале;

– спортивные праздники, соревнования, дни здоровья.

В целях пропаганды ЗОЖ педагоги и родители совместно с детьми рисуют плакаты, готовят презентации, исследовательские работы, сценарии мероприятий и т. д. В рамках курса внеурочной деятельности используем рабочие тетради «Всё о правильном питании». Работа по всем направлениям ведётся согласно плану.     

Целевая группа нашего проекта за 4 года увеличилась с 83 до 324 учащихся начальной школы. Все участники по цепочке работают в каждом направлении.

Таблица 2. Количество детей, участвующих в программе (по годам).

Одним из важных направлений считаем работу с родителями.

Основные формы работы с родителями – родительские собрания, спортивные соревнования, социально значимые акции, анкетирования, лектории, консультации специалистов. Совместные проекты «Здоровый ребёнок – здоровая семья», «Что помогает нам быть сильными»; изготовление буклетов «Движение – это жизнь», «Наш веселый звонкий мяч»; фотоколлажей «Как моя семья отдыхает и здоровье укрепляет»книжек-самоделок «Мудрых мыслей»; пословицы и поговорки о здоровье, физической культуре спортерукописная книга ЗОЖ.

Проведение совместной деятельности позволило сформировать навыки у детей, которые помогли осознать необходимость вести здоровый образ жизни. Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволяют применять их на практике. Информация и практический опыт помогают родителям увидеть и лучше узнать работу в нашей школе по физическому воспитанию и здоровому образу жизни. Родители получают необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей, закаливающих мероприятиях, играх с детьми в домашних условиях, принимают активное участие в реализации проекта: изготавливают атрибуты для игр; оформляют выставки рисунков, фотовыставки; посещают родительские собрания, развлечения; участвуют в издании печатного материала.

Таблица 3. Количество родителей, участвующих в программе (по годам).

Количество родителей за время работы программы «Будь здоров!» у нас тоже увеличилось с 18 до 236 человек. Теперь родители знают, что несоблюдение режима питания приводит к ослаблению детского организма. Учитывая актуальность направлений, данная программа у нас продолжает работать и расширяться. Программа «Будь здоров!» взята за основу нашими классными руководителями для организации внеурочной деятельности.

Участие в программе «Будь здоров!» даёт возможность и детям, и родителям, и педагогам сделать свою жизнь более насыщенной, активной, увлечённой, помогает почувствовать каждому свою значимость в коллективе, свою индивидуальность, свои собственные возможности, познать себя и своих товарищей. Сотворчество взрослых и учащихся, личный пример родителей и учителей помогают понять важность гармонии души и тела, значения воли в сохранении здоровья, учат получать радость от активного здорового отдыха, подводит воспитание к самовоспитанию. Всё это способствует выполнению поставленных целей и задач программы. Теперь девиз наших детей, коллектива педагогов и родителей – «Здоровый образ жизни – это жизнь с удовольствием!»

В наших руках – наше здоровье. Об этом мы должны постоянно напоминать детям, постараться дать понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья посредством правильного питания, соблюдения правил личной гигиены, отрицательного отношения к вредным привычкам. Здоровье не купишь – его разум дарит.

Так давайте все вместе, как на это указал наш президент Владимир Владимирович Путин, воспитывать с малых лет физически и морально здоровую нацию российских граждан!

Чтоб здоровым, крепким быть,

Надо развиваться.

И для тела и души

Спортом заниматься.

Давайте растить детей здоровыми!

Список используемой литературы

1. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы», Москва, Издательство «Вако», 2016 г.

2. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2015 г.

3. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2015 г.

4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в школе».

5. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. - Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2015. – 231 с.

6. Безруких, Н. А. О сущности здорового образа жизни /Н. А. Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Балашов: Изд-во «Арья», 2011. – С. 59.

7. Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. канд. пед.наук: – Шуя, 2015. – 171 с.

 

Деятельность волонтёрских групп при формировании представлений и навыков ЗОЖ у младших школьников

В Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. [1]

Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Между тем, многих проблем со здоровьем подрастающего поколения можно было бы избежать, если своевременно проводить обучение школьников здоровому образу жизни.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» [2] здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.

Ухудшение состояния здоровья школьников – серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников – будущего нации.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373 [3] среди ключевых личностных характеристик выпускника начальной школы определяется следующий – должен выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. К личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относят формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. А если мы обратимся к личностной характеристике выпускника основной школы, то это человек, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующее понятие здорового образа жизни:

«Здоровый образ жизни – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне».

«Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живёт человек. Поэтому формирование ЗОЖ – задача не медицинская, а прежде всего воспитательная». [3, с. 4]

Нашей школе было предложено участие в пилотном проекте программы «Будь здоров!». Программа направлена на формирование и развитие навыков правильного питания, увеличение физической активности детей, а также на экологическое воспитание через развитие у детей навыков выращивания растений и их изучение.

Изучив предложенные методические рекомендации, стало понятно, что необходимо не простое информирование школьников, а определённый комплексный подход, предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья как одной из ценностей жизни. Только в этом случае возможно добиться не только знаний, но и формирования повседневно применяемых навыков здорового образа жизни.

Планируя работу по этой программе, выяснилось, что необходимо привлекать к деятельности сверстников, родителей и других значимых взрослых. А в нашей школе уже традиционно успешно существует волонтёрская деятельность из обучающихся основной школы (5–9 классы). Для школьника – это возможность быть вовлечёнными в общество и влиять на него. Деятельность волонтёрских групп по данной программе – это только один из инструментов для формирования у младших школьников знаний и представлений о ЗОЖ.

Многие программы по формированию здорового образа жизни могут осуществляться за счёт инициации творческой активности самих школьников. В рамках специальных тематических уроков можно проводить ролевые игры, осуществлять театральные инсценировки жизненных ситуаций, готовить доклады и т. д. Важным элементом подобной работы является организация научно-проектной деятельности школьников. Она стимулирует школьников к самостоятельной работе, развивает их творческий потенциал, способствует активному усвоению знаний [5].

На этапе планирования профилактической деятельности с участием волонтёров на основе программы «Будь здоров!» нам пришлось пройти этап обязательного согласования:

– с администрацией школы;

– с педагогическим коллективом;

– с родителями.

Родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребёнка в программе. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей со степенью, глубиной, объёмом и способом подачи материала. Родители должны иметь возможность отказаться от участия ребёнка в этих программах в силу личностных или каких-либо других убеждений.

На следующем этапе для волонтёрской деятельности педагогом выбирались на добровольной основе школьники основной школы (5–9 класс). Я, как социальный педагог, старалась привлекать детей из неблагополучных семей или находящихся в СОП (социально опасном положении). На лето мы уже запланировали эту программу использовать в ЛДП (лагере дневного пребывания), где роль волонтёров возьмут на себя вожатые.

В методическом пособии программы для использования нам были предложены темы: «Здоровый образ жизни»; «Рациональное питание»; «Природа вокруг меня»; «Физическая активность»; «Развитие эмоционального интеллекта».

Руководителем волонтёров готовился информационный адаптированный материал для изучения и дальнейшего использования волонтёрами в мероприятиях, направленных на:

– представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

– преставление о правильном питании;

– понимание экологической ответственности;

– представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

С помощью волонтёрских групп были организованы и проведены как школьные, так и внешкольные мероприятия по предложенным темам.

Волонтёрская деятельность по реализации программы проводилась на параллелях начальных классов, длительность занятий была как по 10–15 минут, так и 45 минут (спортивные мероприятия). За это время волонтёры совместно с учителем, используя разные виды деятельности, часто на своём примере, формировали представление у младших школьников об элементах ЗОЖ.

На занятиях по рациональному питанию обучающиеся начальной школы с помощью волонтёров знакомились с понятиями «белки», «жиры», «углеводы», для закрепления полученных знаний играли в игру «Домик», узнавали, что такое пирамида питания. На интерактивном занятии они знакомились с принципами работы пищеварительной системы, а также с тем, как питание влияет на здоровье и эмоциональное состояние. Важно понимать, что для формирования у школьников рациональных пищевых привычек необходимо тесное взаимодействие педагогического коллектива и родителей. Поэтому желательно проводить открытые лекции и встречи с экспертами в области питания для родителей и учителей. Так в нашей школе прошёл родительский лекторий на тему «Влияние пищевых привычек на здоровье человека» с участием к. м. н., врача эндокринолога, психолога Авдониной Ольги Геннадьевны.

Вместе с волонтёрами обучающиеся начальной школы участвовали в интеллектуально-спортивной эстафете, отгадывали загадки, на перемене делали упражнение-разминку «Зарядка», участвовали в соревнованиях и командных играх. Из чего можно заключить, что положительное отношение к физической активности формировалось естественным образом.

Следует отметить, что в образовательных учреждениях физическое воспитание школьников сводится лишь к развитию физических кондиций учащихся (ловкости, силы, гибкости и т. д.) и компенсации недостаточной двигательной активности. Третий урок физической культуры, спортивные секции не создают предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключён из этого процесса как субъект деятельности. Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья [6].

Формирование экологической культуры и экологического сознания учащихся на современном этапе развития общества не может происходить только через знакомство с экологическим материалом как данностью. Необходимо формировать культуру экологического мышления, выработку стратегий экологического поведения с использованием форм и методик, способствующих вовлечению учащихся в процесс самостоятельного открытия истины, на основе анализа экологических проблем, фактов современной действительности [7].

В рамках занятия по теме «Экология и растения» волонтёры знакомили детей с различными аспектами в области экологии и окружающей среды, а также с тем, как отходы (результат жизнедеятельности человека) влияют на окружающую среду. На занятии дети узнавали о том, что такое экология, как можно перерабатывать отходы, получили набор для выращивания растений (фасоли) и совместно с волонтёрами высадили семена; затем ребята из начальной школы самостоятельно следили за их жизнью, фиксируя изменения в дневнике наблюдений.

На занятиях по развитию эмоционального интеллекта младшие школьники совместно с волонтёрами и учителями узнавали, как распознать свои чувства и выражать эмоции, взаимодействовать с окружающими людьми. Все участники деятельности, как младшие школьники, так и ученики среднего звена, развивали осознанность и важность своей деятельности через занятия творчеством, заполнением дневника наблюдений, изучением сказок и открытых бесед.

Используя данную программу, осуществляя комплексный подход, привлекая волонтёров в такие виды деятельности, как игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, осуществляется формирование здоровой личности, физически подготовленной, осознанно и бережно относящийся к своему здоровью. Происходит развитие навыков правильного питания у школьников, их родителей и создание четкой установки на формирование культуры здорового образа жизни. Программа так же направлена в целом и на улучшение понимания о факторах, которые влияют на здоровье, а также на развитие экологической ответственности у детей и их родителей.

Разумеется, подобную работу невозможно реализовать только силами педагогического коллектива школы. В ней обязательно должно быть участие родителей, специалистов школьной службы здравоохранения и других заинтересованных лиц (спортсменов, диетологов, экологов, специалистов в области питания, психологии и педагогики). Только комплексный подход к проблеме формирования здорового образа жизни способен дать ощутимый результат. Один из комплексных подходов к решению этой задачи и представляет собой программа АНО ИПЦ «Доверие» «Будь здоров!».

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» // Ст. 2 // 1).

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: [ред. от 03.08.2018] // Рос. Газ. – № 303. – 31.12.2012.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты // 0

4. Асташина Е. Е., Чалая Н. А., Иконникова Л. В. Будь здоров! // Методическое пособие. – М.: 2018. – 68 с.

5. Гуревич К. Г., Пустовалова Д. А., Червина В. В.,Чалая Н. А. Будь здоров! Формирование здорового образа жизни в средней школе // Методическое пособие. – М.: 2018.

6. Склянова Н. А., д. м. н., профессор, директор ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска; Лейтан Е. Б. к. м. н., доцент, заведующая лабораторией кинезиотерапии ГЦОЗ г. Новосибирска // Культура здоровья школьников // Электронная газета // Школа здоровья // Выпуск № 56, декабрь 2014.

7. Грицман Л. Г. Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся // Электронная газета // Школа здоровья // Выпуск № 56, декабрь 2014.

Количество просмотров: 5174  

Добавить комментарий

1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы