Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития

 
 

Шнянин Константин Николаевич,

учитель физической культуры МБОУ города Новосибирска «Лицей № 113»,

магистрант факультета физической культуры

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

 

Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. ЗПР – особый вид аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР особенно ярко выражена в начале школьного обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов). Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.

Физическое развитие младших школьников с ЗПР по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки незначительно отстает от нормы. По сравнению со здоровыми сверстниками 7-9 лет, дети с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств – мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости – на уровне 5-7 %. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, задерживаются в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложно-координационных двигательных действий, требующих активности, внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слухо-двигательного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, запоминания, управления эмоциями и поведением. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии. Многочисленными исследованиями (Адилова М.Ш., 1988; Ульенкова У.В., 1994; Мастюкова Е.М., 1997; Борякова Н.Ю., 2000; Бутько Г.А., 2002) установлено, что типичными для детей с ЗПР являются нарушения двигательных способностей:

– к точному управлению силовыми, временными, пространственными характеристиками движения;

– к усвоению заданного ритма движений;

– к быстрому реагированию на внешние сигналы;

– к сохранению равновесия;

– к ориентировке в пространстве;

– к координированию движений отдельных звеньев тела;

– к словесному регулированию двигательных действий;

– к переключению с одних видов деятельности на другие.

Подвижные игры удовлетворяют естественную потребность детей в движении, общении, эмоциональном насыщении и имеют огромное воспитательно-образовательное значение, позволяя решать коррекционные задачи физического и психического развития у детей с ЗПР. Подвижные игры состоят из простых или уже изученных упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метания, лазанья, предметных действий. Они могут быть сюжетными, имитационными, театрализованными, в виде эстафеты, полосы препятствий. Одна из особенностей задержки психического развития – несформированность у детей игровой деятельности, отсутствие интереса к игре, робость, стеснительность, а чаще гиперактивность, дефекты речи, нежелание действовать в команде. В связи с этим игровая деятельность должна строиться постепенно.

Исследование проводилось с учащимися 1-го класса МБОУ Лицей № 113 города Новосибирска в 2016-2017 учебном году на уроках физической культуры и переменах. В исследовании приняло участие 28 обучающихся, 6 из которых имели диагноз ЗПР. Педагогический эксперимент представлял собой обоснование методики развития координационных способностей и эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР.

Тестирование проводилось для оценки комплексного проявления координационных способностей младших школьников и развития у них эмоционально-волевой сферы. Использовались тесты: «ласточка», «прыжок с поворотом на 180̊», упражнения с асимметрией согласования рук и ног, ОРУ на месте, также оценивались координационные способности в ходе участия детей в подвижных играх. Для оценки эмоционального состояния учащихся с ЗПР были выбраны следующие методики: методика «Весёлый – грустный» (Р. Тэммл), тест эмоций Баса-Дарки в модификации Г. Резапкиной, методика «Сюжетные картинки».

В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у детей с ЗПР по сравнению со здоровыми детьми и эмоционально-волевой сферы. Тестирование проводилось дважды: в начале учебного года (15-22 сентября) и в конце (22-29 апреля).

Для экспериментальной группы был подобран целый ряд подвижных игр с элементами базовых спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол): «Третий лишний», «Охота на зайцев», «Кто быстрей», «Передал-садись», «Вышибалы», «Вирус и витамин», «Охотники и утки», «Воробьи и вороны», «День-ночь», «Мячом по мячу», «Полицейские и воры», «Пас партнеру», «Короткий путь», «За мячом противника», «Передачи мяча», «Гандбол на четвереньках» (использовался волейбольный мяч).

Таблица № 1. Показатели координационных способностей учащихся, имеющих основную группу здоровья

Упражнения 

Среднее значение

t сек. (упр. № 1)

16,22

t сек. (упр. № 2)

9,84

t сек. (упр. №3)

1,24

t сек. (упр. № 4)

0,54

t сек. (упр.№ 5) начало года

9,16

t сек. (упр.№ 5) конец года

9,10

кол. (упр.№ 6) начало года

5,20

кол. (упр.№ 6) конец года

5,40

Координационные способности на начало и конец учебного года у детей с ЗПР по сравнению с здоровыми детьми оценивались по следующим показателям:

1. Время, затрачиваемое на освоение нового движения. Учащимся было предложено изучить новый, ранее не знакомый гимнастический элемент «ласточка» (Упражнение № 1). В ходе эксперимента определили, что время, затрачиваемое на освоение движения у детей с ЗПР выше на 19%, чем у здоровых детей (Таблица № 1 и № 2). Заметно, что у обучающихся с ЗПР интерес к выполнению нового упражнений снижался с каждой новой попыткой освоить элемент.

2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. Данный тест выполнялся в ходе подвижных игр «Третий лишний» (Упражнение № 3), а на конец года «Передал – садись» (вариант передачи мяча в шеренге) (Упражнение №4). В результате теста выявили, что учащиеся с ЗПР перестраивают свою деятельность на 36% дольше (Таблица №3).

3. Координационная сложность выполняемых двигательных заданий. В качестве заданий-тестов применялись упражнения с асимметричным согласованием движений рук, ног, головы, туловища. Данный тест оказался сложным как для здоровых детей, так и для детей с ЗПР. Учащиеся с задержкой психического развития смогли выполнить только простые движения.

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным). Челночный бег 3х10 (Упражнение № 5). Выявили, что по данной характеристике показатели у детей с ЗПР хуже на 14% в начале учебного года (Таблица № 3).

5. Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания оценивали по показателям целевой точности – количеству попаданий при бросках теннисного мяча в цель (Упражнение № 6). На начало эксперимента учащиеся с задержкой психического развития попадали в цель на 43% реже, чем здоровые дети (Таблица № 3).

Таблица № 2. Показатели координационных способностей учащихся с ЗПР

Упражнения 

Среднее значение

t сек. (упр. № 1)

22,00

t сек. (упр. № 2)

11,42

t сек. (упр. № 3)

1,94

t сек. (упр. № 4)

0,80

t сек. (упр. № 5) начало года

10,66

t сек. (упр. № 5) конец года

10,24

кол. (упр. № 6) начало года

3,00

кол. (упр. № 6) конец года

4,00

В ходе предварительного исследования было выявлено, что уровень координационных способностей у детей с ЗПР ниже на 28%, чем у здоровых детей, у учащихся 1-го класса МБОУ Лицей № 113. Наиболее выраженные отклонения от нормы обнаружены в способности управлять пространственными характеристиками движения, способности к быстрому реагированию.

Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости сосредотачиваться для поиска решения проблемы, что связано со слабым развитием эмоционально-волевой сферы. Учащиеся 1-го класса МБОУ Лицей № 113 на начало учебного года отличаются эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим у них часты колебания уровня работоспособности и активности, смена «рабочих» и «нерабочих» состояний. На уроках физической культуры они в состоянии работать не более 15 минут, после наступает утомление, активность и внимательность резко снижаются. Часты вспышки раздражения.

Следующим этапом эксперимента стало увеличение количества подвижных игр на уроках физической культуры 1-го класса и организация проведения подвижных игр на переменах на протяжении 2016-2017 учебного года, т.к. подвижные игры преследуют целью не только развлечения, переключения на другой вид деятельности, но и решение коррекционных задач. Включились подвижные игры с большим разнообразием, целенаправленностью психофизической нагрузки. Выступая для детей с ЗПР в качестве забавы, развлечения, игра строится таким образом, чтобы в ненавязчивой форме решать целый комплекс задач моторного, психического, интеллектуального развития. Если игра не интересна ребенку, он быстро отвлекается, переключается на другую деятельность. Концентрации внимания способствуют подвижные игры «Идем по слуху», «Запрещенное движение». Активизации образной памяти, зрительному восприятию способствуют подвижные игры «Узнай друга», «Зоопарк». Развитию слухового восприятия способствуют игры «День-ночь», «Воробьи-вороны». Развитию пространственных и динамических характеристик техники выполнения упражнений использовались игры «Вышибалы», «Вирус и Витамин», «Охотники и утки».

При включении большего количества подвижных игр в каждый урок физической культуры учащиеся с ЗПР самостоятельно проявляют активность к игровой деятельности. У обучающихся с ЗПР после нескольких занятий физической культуры наблюдается повышение уровня развития восприятия, потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Таблица № 3. Соотношение уровня координационных способностей у детей с ЗПР с здоровыми детьми

Двигательные способности

Соотношение на начало учебного года

Соотношение на конец учебного года

Прирост (%)

Время, затрачиваемое на освоение нового движения

(Упражнение № 1, № 2)

 

81%

 

86%

5%

Время необходимое для перестройки двигательной деятельности

(Упражнение № 3, № 4)

 

64%

 

67,5%

3,5%

Техника выполнения двигательных действий

(Упражнение № 5)

86%

89%

3%

Стабильность выполнения двигательных действий

(Упражнение № 6)

57%

74%

17%

Заключительным этапом исследования стало определение уровня координационных способностей у учащихся с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми МБОУ Лицей № 113 на конец 2016-2017 учебного года.

В конце учебного года учащиеся с ЗПР затратили на изучение элемента «Прыжок с поворотом на 180̊» (Упражнение № 2) 11,42 секунды, в отличие от здоровых детей 9,84 секунды, что является большим на 14%. Заметно, что прирост составил 5% (Таблица № 3).

Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В конце учебного года результат улучшился на 3,5% в сравнении со здоровыми детьми, заметно, что на конец года дети с ЗПР выполняют задания с большим интересом.

Координационная сложность выполняемых двигательных заданий. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным). Челночный бег 3х10 (Упражнение № 5). По данной характеристике на конец учебного года результат здоровых детей оказался лучше, чем у детей с ЗПР на 11%, прирост составил 3% (Таблица № 3).

Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания оценивали по показателям целевой точности – количеству попаданий при бросках теннисного мяча в цель с 6 метров из 10 попыток (Упражнение № 6). Учащиеся с задержкой психического развития попадали в цель на 26% реже, чем здоровые дети. Прирост составил 17 %.

В данном исследовании мы выяснили, что подвижные игры имеют особую координационно-развивающую направленность у детей с задержкой психического развития. Развивают координационные способности по следующим показателям:

– время, затрачиваемое на освоение нового движения;

– время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией;

– координационная сложность выполняемых двигательных заданий;

– точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

– стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания.

Подвижные игры повышают интерес к занятиям физическими упражнениями не только у здоровых детей, но и у детей с ЗПР. На начало года учащиеся с ЗПР отставали по показателям характеристик координационных способностей от здоровых детей на 28 %. В результате нашего эксперимента на конец года здоровые дети опережали детей с ЗПР на 21,8 %, прирост составил 6,2%.

Научный руководитель – канд. биол. наук, доцент Жомин К.М.

 

Библиографический список

1. Ахундов Р.А. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.

2. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие/ под общей редакцией профессора Л.В. Шапковой. – Советский спорт,2007. – стр. 236-285

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Просвещение 1987, 144 с.

4. Букатов. В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Подвижные игры. – М.2005.

6. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.

7. Коджарспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. Физическая культура в современной школе: опыт проблемы перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (Белгород 16 декабря 2009г.). – 406 с.

Количество просмотров: 5414  

Добавить комментарий

1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы