Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников

 
 

Ефремова Марина Евгеньевна,

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска

 

Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников

Особенность развития современного общества – это стремительные изменения во всех отраслях деятельности. Увеличивается скорость внедрения новых технологий, появляются товары, о которых раньше можно было прочитать только в фантастических произведениях, потребление ресурсов становится фундаментом промышленности, а значит растёт загрязнение поверхностных вод, исчезают места обитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты, возрастает количество отходов. Если люди сейчас не начнут думать о рациональном отношении к природе, беречь её, результат будет необратим.

Формирование экологического мышления сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. Во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина от 16.11.2017 № Пр-2319 в субъектах Российской Федерации реализуется план-график мероприятий по экологическому просвещению. В 2019 г. в ежегодном обращении к гражданам России, президент В. В. Путин отметил, что экологическую проблему необходимо решать незамедлительно.

В «Концепции устойчивого развития России» особо подчёркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Согласно Указу президента РФ от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Кроме того, с 1 января 2019 произошли изменения по вопросам утилизации отходов. Это означает, что теперь мусор будут делить на различные фракции (пластик, стекло, бумагу, металл). Принятые поправки в закон «Об отходах производства и потребления» затронут две сферы: природоохранную и жилищно-коммунальную.

Для успешного и безопасного существования крупного города необходимо формировать экологическое мышление. Основной задачей школы и родителей является воспитание подрастающего поколения с высоким уровнем экологической культуры.

На протяжении нескольких лет МБОУ «Лицей № 12» занимается, в том числе, вопросами экологического воспитания школьников. Работа педагогов ведется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Накоплен опыт проведения экологических мероприятий, реализуются масштабные естественно-научные проекты, которые несут огромное образовательное и природоохранное значение.

Основными трудностями в работе можно считать то, что вопросы экологического воспитания носят ознакомительный характер, являются разовыми и несистемными, школьное экологическое образование оторвано от жизни и применение знаний не носит практического и экономически востребованного характера. Кроме того, очень важным фактором является наличие единомышленников, которые не только участвуют в совместных мероприятиях, но и задают вектор развития.

В Центральном округе города Новосибирска с 2015 г. в рамках методического объединения учителей географии реализуется проект «Школа ЭКОЗНАЕК», основной целью которого является расширение и обогащение знаний, способствующих развитию экологической культуры обучающихся, организация экологического движения среди учащихся города Новосибирска.

Появились возможности взаимодействия образовательных и экологических организаций по формированию рационального экологического мышления населения. Найдены социальные партнеры среди вузов (ФГБО ВПО НГПУ, ФГБОУ ВО «НГАСУ», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»). Совместную деятельность с педагогами и обучающимися организуют компании ООО «Экология – Новосибирск», Coca-Cola. Особый интерес представляют совместные проекты лицея с Новосибирским государственным университетом экономики и управления, предприятиями и организациями-партнерами.

В 2018-2019 г. были проведены мероприятия, которые заинтересовали обучающихся разных ступеней образования. В «Экологической неделе 2018 года» принимали участие обучающиеся 4 классов с проектом «Экологическая сказка». Обучающиеся 9 классов стали победителями одной из номинаций «Как создать свой экопроект», где продемонстрировали возможности экологической безопасности. Педагогами лицея была организована выставка экологических фотографий на площадке университета и в офисе компании ООО «Экология Новосибирск». Также планируется создание интерактивной выставки фотографий на сайте регионального оператора.

Еще одним знаковым событием стал муниципальный этап интеллектуальной экологической игры «II Довузовский экологический кубик». Цель данного мероприятия – обобщение накопленного экологического опыта, активное приобщение обучающихся к исследовательской работе, связанной с решением актуальных экологических проблем междисциплинарного характера, формирование нравственной и экологической ответственности.

Учителя-естественники и учителя художественно-эстетического цикла совместно с администрацией образовательных учреждений и предприятиями-партнерами организовали и провели увлекательное мероприятие в форме викторины и мастер-класса. Мероприятие посетили представители департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, администрация Новосибирского государственного университета экономики и управления, представители областной организации «Всероссийское общество охраны природы», руководство компании ООО «Экология – Новосибирск» и др. общественные организации. В викторине принимали участие 10 команд. Вопросы викторины были составлены в увлекательной форме квеста.

5 марта стартовал новый просветительский волонтерский проект студентов-экологов новосибирских вузов, призванный сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к отходам, научить грамотному обращению с ними и мотивировать школьников к участию в раздельном сборе мусора. Организаторами открытого интерактивного урока выступает министерство природных ресурсов и экологии совместно с волонтерами-студентами «Зеленых вузов», МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12».

Красочный интерактивный урок познакомил с необычными фактами о проблеме мусора, с такими важными понятиями, как раздельный сбор и переработка отходов. Благодаря игровым состязаниям и домашнему заданию к следующим урокам у ребят будет формироваться понимание того, какие действия может предпринять каждый ученик, чтобы внести свой вклад в решение проблемы, а также важность любого, даже самого маленького действия. После урока ребята посетили площадку с контейнерами ТКО и на практике продемонстрировали теоретические знания.

Первый урок «Разделяй с нами» проведен. В дальнейшем ребятам предстоит пройти еще три урока и узнать о мировом опыте в сфере обращения с отходами, технологиями переработки вторсырья и экопривычками для сокращения отходов в быту, с основными принципами жизни в стиле «ноль отходов» и способами дарить вещам вторую жизнь. На последнем этапе школьники будут изучать инновационные решения и проекты, которые помогают решить «мусорную» проблему.

Кроме того, ведется совместная работа педагогов лицея с представителями музея «Заельцовка», Институтом систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук. Так, В 2018-2019 году на базе музея курс лекций на тему «Основы экологии для учащихся» ведёт Виктор Вячеславович Глупов – директор Института систематики и экологии животных СО РАН, доктор биологических наук, профессор, писатель. В. В. Глупов также представляет авторские фотографии животных с разных уголков мира, делится опытом путешествий. Особый интерес у учащихся вывала книга Виктора Ч. Стасевича (псевдоним В. В. Глупова) «Кипарисовый дождь», где в каждом рассказе присутствует система экологических взаимосвязей. После лекции ребята имеют возможность задать интересующие вопросы профессору, дискутировать с ним.

Проведённые совместные мероприятия вызывают интерес к изучению своего района, города, страны, в результате чего формируется экологическая культура поведения, экономного потребления ресурсов, бережного отношения к природе, культурно-историческому наследию предков.

Таким образом, разработанная система взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры, учреждений охраны природы и некоторых структур бизнеса, приводят к достижению основной цели:

– расширению и обогащению знаний, способствующих формированию экологической культуры у учащихся;

– формированию у школьника активной гражданской позиции;

– усилению региональной направленности экологического образования.

Внедрение данной системы позволит не только актуализировать вопросы организации собственно взаимодействия, но и позволит сформировать единую систему экологической работы, образовательно-информационной среды, соответствующей требованиям непрерывного образования.

От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Список литературы

1. Алтыникова, Н. В. Экологическая культура как компонент профессиональной компетентности педагога / Н. В. Алтыникова // Совершенствование качества образования: методология, теория, практика [текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. С. 42-45.

2. Ефремова М. Е. Организация внеурочной деятельности через работу общественно-значимого проекта «Школа ЭКОЗНАЕК»,// газета «Интерактивное образование», МКУДПО Городской центр информатизации «Эгида», выпуск № 70, апрель 2017 г., рубрика «Экологическое просвещение». http://io.nios.ru/articles2/88/13/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-cherez-rabotu-obshchestvenno-znachimogo.

3. Ефремова М. Е. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии// газета интерактивное образование, выпуск № 75, издательство МКУДПО Городской центр информатизации «Эгида» http://io.nios.ru/articles2/92/2/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-na-urokah-geografii.

4. Ефремова М. Е. Воспитание экологической культуры через организацию общественно-значимого проекта «Школа ЭКОЗНАЕК» // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 168 с. ISBN 978-5-00068-800-7.

5. Ефремова М. Е. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии// газета интерактивное образование, выпуск № 75, издательство МКУДПО Городской центр информатизации «Эгида» http://io.nios.ru/articles2/92/2/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-na-urokah-geografii.

Количество просмотров: 4411  

Добавить комментарий

1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы