Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
Условия нашей нынешней школы таковы: ребенок с подтвержденным диагнозом психолого-медико-педагогической комиссией обучается по специальной программе, но далеко не секрет, что есть некий процент детей, чьи родители в силу своих принципов и убеждений не желают подтверждать такой диагноз и тем самым помочь своему ребенку обучаться по облегченной, специально созданной для него программе. По моему мнению, это является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми учителями непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс. Каждый ребенок должен получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Мой урок подчиняется требованиям федерального государственного образовательного стандарта: требования к результатам основной образовательной программе, к ее структуре, и условиям ее реализации, и действовать это должно для всех без исключения детей. Для меня, учителя английского языка, уже давно встал актуальный вопрос «Как мне обучать такого ребенка своему предмету?», так чтобы ребенок не только усвоил предметные и метапредметные универсальные учебные действия, но и сформировал себя мотивированной компетентной личностью.
Я практикующий учитель, и эта статья посвящена именно практическим советам по обучению детей с ОВЗ. Рассмотрим основную коммуникативную речевую компетенцию. Она включает в себя четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование. Чтение и аудирование – это рецептивный вид, процесс, связанный с восприятием речи. Что касается чтения, зарекомендовал себя один из таких приемов: подставление разных согласных букв к слогу или сочетанию букв, например, английское буквосочетание «UN», добавляем букву «R», получается «R-UN», «B» получается «B-UN», «S» получается «S-UN». Презентуется материал со зрительным подкреплением.
-UN -OP
run bun sun hop mop top
или
-IG -AT
big dig fig cat mat hat
Включение в ход урока психотехнических игр, которые не только снижают психоэмоциональное напряжение, но и способствуют активному использованию навыков запоминания. Под психотехникой ученые‑психологи понимают целый комплекс психотехнических упражнений. Например, возможно применение таких коротких тестов:
1. В течение определенного времени вычеркнуть установленные значки, буквы, слова.
2. Дополнить текст: вместо пропусков вставить необходимые слова.
Некоторые методы были взяты мной из метода прикладного анализа (Applied Behavior Analysis). Это интенсивная обучающая программа, которая основана на поведенческих технологиях и методах обучения. Расскажу об основных методах.
Звукоподражательный метод: когда произносятся только гласные, слово «teacher» произносится только гласными звуками.
Ясность подачи материала.
Наглядность.
Принцип от простого к сложному.
Принцип последовательности.
Частое поощрение.
Положительное подкрепление.
Смысловые опоры.
Составление предложения или даже слова по карточкам, где каждая карточка слово или слог.
Логически выстраиваемая цепочка.
Материал лучше всего структурировать, разделив его на темы: например, «животные», «семья», «транспорт», «погода» и т.д. В этом смысле облегчает задачу то, что преподавание английского языка придерживается практико-ориентированной направленности, а это как раз необходимое условие для детей с ОВЗ – практическая пригодность. Такая тема, как «Еда и напитки» очень разнообразна. В своей практике я часто использую лепку и аппликацию. Лепим мы чаще всего из соленого теста, затем сушим, а потом уже раскрашиваем. Получившиеся фигурки можно дальше дифференцировать на овощи-фрукты, еду-напитки и т.д. После каждой темы/модуля предлагается заключительный урок, на который ребенок приносит свою творческую работу, свой проект и оформляет ее так, как ему интереснее всего, придерживаясь моих требований. Это может быть любая тема: «My favourite toy», «My bedroom».
Востребована на уроках технология игровых методов. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную (или воображаемую) действительность, с целью ее изучения, проявление собственного «я», творчества, активности, самостоятельности и самореализации, в чем я убеждаюсь каждый раз, когда играю с детьми. Мне очень импонируют такие особенности этой технологии: правила едины для всех и даже ребенок с ОВЗ может стать первым в игре.
Игра является одним из мотивов, повышающих интерес ребенка к образовательной деятельности, а также стимулом, побуждающим умственную деятельность детей. Отмечу «board games»(настольные игры), которые достаточно популярны среди моих учеников. Поэтому если по плану следующий урок с использованием настольной игры, то у меня всегда с собой кубик и фишки.
Итак, приведу вам примеры:
1. Игры с мячом, абсолютно на любые лексические темы, так как здесь наряду с речевой деятельностью еще выступает и двигательная активность, когда учащиеся испытывают азарт и интерес, такие игры, как «eatable-uneatable» (съедобное-несъедобное), игры на счет, например, ребенок подкидывает мяч вверх, называет цифру, и пока мяч летит вверх, он должен столько же раз похлопать в ладоши, а если сюда подключить еще и музыку, то стопроцентный результат вам гарантирован. Следующая игра: выбирается ребенок, у которого мяч, он должен выбрать одного ученика, бросить мяч и задать вопрос, например What’s your favourite food?, у того, у кого мяч – отвечает, и так по кругу.
2. Подвижные игры. Применяются довольно широко, к примеру тема «I can…», после того как я проведу игру сама, т.е. познакомлю детей с глаголами-действиями, потом уже назначаю ученика, который произносит эти глаголы сам, например, «jump, fly, hop, turn around», а остальные дети изображают это действие при помощи тела и мимики.
3. Глухой телефон. Можно брать любую лексику.
4. Физкультминутки – проводятся как в начале, так и в середине урока, а можно даже и в конце.
5. Игра без названия на тему «Внешность». Один ученик выходит к доске, второй ученик называет части лица по одному слову, задача первого – с завязанными глазами нарисовать лицо. Очень естественно и с положительным эмоциями.
6. Следующая творческая игра-забава. Тема: Внешность. Из соленого теста дети лепят лицо, а затем глаза, нос, рот и уши выкладывают фасолью, а волосы – лапшой. После этого как дети запекают свои работы и затем представляют свое творение, разумеется на английском языке, добавляя слова по темам «цвета и размер».
Хотелось бы отметить музыкальное сопровождение любого урока. Для ребенка с ОВЗ иногда это является ключевой точкой или отправным моментом. При помощи логоритмических упражнений достигается высокий процент запоминания слов, а иногда и фраз. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок воспринимает, а впоследствии запоминает слова через музыку и движения. Особенный отклик среди моих учеников получила песня «Ten little puppets sitting on the wall…», возможно потому что мной были приготовлены пальчиковые игрушки (puppets), и мы пели и играли одновременно.
Ведущей задачей учителя иностранного языка является создание ситуации успеха и снятие возможных трудностей в обучении, возникающих у каждого ученика при изучении иностранного языка. Начинать нужно с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов и расширению их возможностей.
Все дети могут учиться, и каждый учитель должен взять на себя ответственность за организацию адекватной психолого-педагогической поддержки в обучении.
Я с удовольствием делюсь своим опытом и надеюсь, что этот материал, эти методики и игры, которые я применяю, будут иметь практический интерес для учителей, читающих эту статью.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» № 273-ФЗ.
1. Кабанова–Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развития учащихся// М.: Просвещение, 1968. C. 288
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.,1977. С.182-207.
2. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития// Портал психологических изданий, 2010 № 2. С.18
Количество просмотров: 5705 |
Добавить комментарий