Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ г. Новосибирска

 

Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции

Детям дошкольного возраста необходимо постоянно двигаться и познавать окружающий мир, расти в наполненной впечатлениями атмосфере. Именно такую атмосферу мы создаем для своих воспитанников в детском саду. Однако в условиях сложившейся в стране ситуации и перевода всех в режим самоизоляции жизнь наших воспитанников резко изменилась. Многим родителям сложно в домашних условиях самостоятельно организовать деятельность ребенка, которая смогла бы увлечь его и вместе с тем развивать, обогащать его мир занимательными впечатлениями. Говоря о музыкальном воспитании и развитии ребенка в семье, нужно понимать, что его организация зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются образом жизни семьи, ее традициями, общей культурой, отношением к музыке и музыкальной деятельности.

Таким образом, возникла идея создания электронных образовательных ресурсов по музыкальному воспитанию дошкольников. Была осуществлена разработка цикла дистанционных форм «Развивающая музыкальная деятельность дома» с учетом возрастных особенностей детей и календарно-тематического планирования нашего детского сада. Весь музыкальный и видеоматериал подобран исходя из возможной его реализации в домашней обстановке и не требует от родителя специальной подготовки. Предлагаемая деятельность носит рекомендательный характер, выполнение заданий осуществляется в условиях семьи дистанционно, но исключительно на добровольных началах.

Разработанная дистанционная музыкальная деятельность охватывает все разделы стандартного музыкального воспитания в детском саду: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, танец, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-игровое творчество. Репертуар, предложенный в каждом разделе музыкальной деятельности, помещен в облако в виде файлов. К ним также прилагается документ – «путеводитель» с конкретными доступными родителям рекомендациями по каждому виду деятельности и заданиям. Все файлы так же, как и лист рекомендаций, имеют универсальный электронный формат и открываются на любом носителе, включая планшет и смартфон. Благодаря этому родители имеют «портативный» вариант музыкальной деятельности, не привязанный к какому-то одному месту в доме. В то же время плюсом является собрание файлов в единой папке в облаке, ссылка на которое доступна родителям в любой момент, исходя из их временных возможностей, семейных режимных моментов и желания окунуться в музыкальную атмосферу. А полюбившийся музыкальный материал при необходимости становится возможным сохранить в семейном архиве.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя знакомство с композиторами, музыкальными произведениями, различными группами музыкальных инструментов. Благодаря созданию медиаматериалов с помощью программ видеоконструкторов музыкальному руководителю на расстоянии допустимо как познакомить, так и закрепить знания детей о звучании симфонических инструментов, их классификации: струнные, духовые, ударные и др.; показать портрет композитора; совместить прослушивание музыкального произведения с тематическим видеорядом, особенно это уместно с программными музыкальными произведениями, такими как: фрагменты из «Кикиморы» и «Волшебного озера» А. Лядова, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Дождик» Н. Любарского и другими.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» позволяет создать такую деятельность, в которой содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Родителям рекомендованы двигательные коммуникативные игры, где по желанию могут участвовать все члены семьи. В основу музыкально-ритмических игр положены задания на слухо-речевую координацию. Сюжетно-образное содержание предлагаемых музыкально-ритмических движений используется как средство наиболее доступного восприятия и понимания заданий. В музыкальном файле движения уже определены текстом песни, их остается только выполнять. Например, «Здравствуйте, ладошки», «Семейное приветствие», «Гуляем, играем», «Веселые хлопошки», «Дай ладошечку» и прочие.

Раздел «Танец» так же, как и предыдущий, направлен на двигательную функцию, способствует эмоциональной разрядке, является наиболее естественным способом самовыражения ребенка через танцевальные движения. Чтобы детям было интересно танцевать предлагаемый танец, создается видеоматериал, смонтированный на основе видеосъемки движений, исполняемых педагогом. Так ребята имеют возможность наблюдать наглядный и наиболее привычный для них способ показа танца.

Раздел «Пение», пожалуй, самый сложный из всех для его реализации в условиях семьи. Для того, чтобы сделать освоение песен интересным и легким для детей, подобран яркий песенный материал. Он не отягощен сложными мелодическим и ритмическим рисунками, к примеру «Волшебный фломастер» А. Кудряшова, «Мы уточки», «Зима пришла» Н. Метлова, «Любознайки» Н. Гном, «Песенка друзей» В. Герчик и другие. В каждой части музыкальной деятельности в разделе «Пение» родителям для удобства ознакомления ребенка с песней прилагается два вида фонограмм со словами и без слов, но с дублированной мелодией, а также красочно оформленный текст песенки в формате IPG. Еще одной формой подачи песенного материала является возможность с помощью специальных программ аудиоредакторов и звукозаписи наложить собственный голос на «минусовую» фонограмму. Ребенку приятно слышать голос знакомого педагога, что способствует наибольшему желанию во включение в певческую деятельность дома.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» или «Элементарное музицирование» предполагает наличие самих инструментов, что в условиях семьи не всегда возможно. В реализации этого раздела музыкальной деятельности в условиях дистанционных форм этот аспект учитывается, и традиционные детские музыкальные инструменты не требуются. Предлагая родителям задания в области элементарного музицирования, рекомендуется воспользоваться подручными бытовыми шумящими предметами, которые уже имеются дома, и создать инструменты своими руками. Здесь в ход идет воображение, которое баночки с крупой превращает в маракасы, крышки от кастрюли в тарелки, деревянные лопатки и доску в ударные инструменты. Таким образом, и музыкальный материал подобран исключительно с учетом его исполнения детьми совместно с родителями на самодельных музыкальных инструментах и доставляет особую радость участникам импровизированного оркестра.

Раздел «Музыкально-игровое творчество» содержит музыкальные дидактические игры, игры на внимание, на ускорение темпа, развивающие как музыкальные способности, так и воображение, образное мышление, ловкость, творческую активность и самостоятельность. Как правило, в таких играх есть водящий. Так, в условиях семьи у ребенка есть возможность побыть лидером и взять на себя объяснение правил знакомой игры или подобной ранее освоенным в детском саду играм. Среди игр наиболее удобными для реализации в домашней атмосфере стали: «Море волнуется», основанная на песенном материале, известная всем «Если нравится тебе», «Птички в домике», «Капельки», «Угадай кто» и многие другие.

Созданный дистанционный материал предлагается родителям к выполнению с детьми добровольно, по желанию. Широкий спектр видов музыкальной деятельности, разработанных интерактивных заданий и интересно оформленный подобранный репертуар позволяет родителям воспитанников выбрать наиболее привлекательный вид деятельности для своего ребенка и исходить из его предпочтений и своих временных возможностей. Таким образом, у нас, педагогов, в соучастии с семьями воспитанников пусть и дистанционно, но реализована возможность осваивать программу музыкального воспитания дошкольников, эстетически обогащать каждого ребенка, насыщать его жизнь яркими впечатлениями и вместе с тем разнообразить режим самоизоляции.

Количество просмотров: 11262  

Комментарии

грамотный материал с хорошей подачей

Страницы

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы