Азбука журналиста, или зачем организовывать школьную профильную смену
Каждое лето школьники начинают одинаково: переводные экзамены, практика на участке школы или летний пришкольный лагерь. А можно практику сделать профильной. Именно так вот уже пятый год подряд 1 июня на базе пресс-центра МБОУ СОШ № 4 ОЦ, нашего родного пресс-центра, ребята, интересующиеся журналистикой, начинают лето, участвуя в профильной смене «Азбука журналиста».
В течение всего учебного года юные журналисты регулярно пишут свои материалы, узнают что-то на занятиях в пресс-центре и выездных мастер-классах, но всерьез погрузиться в область жанров или стилистики никак не удается: времени всегда в обрез. Поэтому цель первая: изучить отдельные жанры журналистики. Каждая смена посвящается разным жанрам, в итоге те, кто проходит 3-4 смены, знакомятся практически со всеми жанрами, и новостными и аналитическими. Как выбираем жанры? По желанию, а когда нет сил договориться, помогает жеребьевка. Итак, цель первая достигнута: жанры профильной смены выбраны. Например, в прошлом году жанровая политика была Репортаж и Корреспонденция. Конечно, никто не отменяет полета фантазии, а это значит, если у тебя появился сверхурочный материал в любом другом жанре – всегда пожалуйста. Твои бонусы тебе в копилку!
Кстати о копилке. Цель вторая – стать лучшим журналистом года, а это значит, можно заработать приз от администрации и попечительского совета школы. Что значит быть лучшим журналистом? – спрашиваю у своих юнкоров. Значит вовремя сдавать материал; писать интересно; работать в команде, а потому «всегда с фоточками». Да, материал без фото не принимается. А еще набрать больше всего бонусов! Бонусы ставятся за участие в выездных встречах, за сдачу материала своевременно и … В общем, «каждое лыко в строку». Так оформляется экран профильной смены, куда вносятся все бонусы участников смены. Как показывает опыт, очень дисциплинирует.
Учимся планировать! Да, профильная смена помогает ребятам научиться планировать свою неделю, а время в летний период дорого стоит! Перво-наперво, план смены утверждается сразу в День защиты детей. Однако журналистский мир никогда не стоит на месте, и это открытие для себя впервые делают те, кто не входит в штат редакции, а просто по собственному желанию знакомится на профильной смене с этой профессией. Действительно, еще вчера был запланирован выход в Музей Центрального района на встречу с артистами кукольного театра, а сегодня утром уже эта встреча перенесена на послезавтра, а сегодня идем в газетный зал областной детской библиотеки им. М. Горького изучать периодику для современных подростков или архивные номера «Пионерской правды». И так в течение двух недель график мероприятий может корректироваться по несколько раз, но в таком плавающем графике неприкосновенным остаются сроки сдачи материалов. Следовательно, цель третья – научиться планировать свою работу в соответствии с общим графиком смены и отчитаться за сделанное. Формы отчета очень просты: первая – это дневник профильной смены и вторая – готовый материал.
Как составляем план мероприятий? В мае, когда объявляется профильная смена, все журналисты подают свои заявки: с кем хотят встретиться, где побывать, о чем написать. Руководитель пресс-центра, т.е. я, через наших шефов, а это в первую очередь гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу», и друзей – общественных организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем, договариваюсь со специалистами, которые готовы помочь нам с организацией встреч, мастер-классов, лекториев, практикумов. Затем в конце мая составляем циклограмму на 15 дней, в которую включаются дни самостоятельной работы над материалом (это обычно дни экзаменов ОГЭ или ЕГЭ, когда школа для посещений закрыта и учитель занят). Сразу определяется день закрытия смены, когда подводятся итоги по бонусной системе, определяется победитель смены (хотя нужно сказать, что в прошлой смене победителя у нас не было! – такое, как видите, тоже бывает), вручается приз и, конечно, торт для всех участников смены. Грамоты по итогам профильной смены вручаются на общешкольной линейке 1 сентября.
Вот уже два года подряд некоторые наши журналисты в качестве профильной смены ездят в лагерь на городскую медиасмену, организуемую специалистами ГЦИ «Эгида». Свои результаты, наработки и открытия ребята представляют в удобном для них формате: кто-то пишет материал, кто-то делает презентацию.
Теперь и нам можно подвести первые итоги, ведь все-таки азбука журналиста: Аз – определиться с инфоповодом из тех предложений, которые поступили в банк профильной смены; Буки – понять законы объявленных жанров; Веди – регламентировать свою деятельность, чтобы бонусы были в копилке, т.е. на экране. Теперь про Глагол.
Речь журналиста, эмоциональность и выразительность – это то, над чем всегда нужно работать. В течение каждого дня наша смена начинается с речевой пятиминутки журналиста: мимические и артикуляционные упражнения, психологические тренинги, квесты на наблюдательность. Это занимает первые полчаса встречи на смене. Проводим их по-разному: палочка-выручалочка, которая у нас есть в пресс-центре (это сувенирная большая красная ручка из дерева или мячик-глобус), определяет, кто завтра, например, проводит пятиминутку. Ребенок или учитель, на кого выпал жребий, готовит материал и сам проводит такую разминку на следующий день (бывает, и через день по графику). Это всегда весело и полезно: иногда ракрываются многие дети очень небычно и по-новому.
Варианты заданий для пятиминуток могут быть самые разные. Мы предлагаем универсальные задания, которые можно использовать в любом помещении и любой группе, например, такие:
Задание первое, орфоэпическое – самый грамотный диктор. Каждому дается карточка, нужно произнести слова правильно. За отличное, безошибочное выполнение – бонус на экран профильной смены.
Закупорить, звонить, жалюзи, по средам, обеспечение, договор, лососевая, рожки оленя, порция рожков, баловать, оптовый, дремота, средства, красивее, пломбировать, кета, черпать, щавель.
Задание второе – волшебный квадрат По слову в день: своеобразный тест на внимательность, когда нужно найти все слова. Побеждает тот, кто первым нашел все слова – бонус на экран.
к |
а |
о |
ц |
и |
т |
а |
ж |
е |
р |
е |
п |
т |
и |
я |
к |
о |
о |
б |
о |
з |
р |
е |
н |
и |
е |
в |
е |
и |
л |
ш |
о |
р |
ч |
р |
у |
а |
р |
л |
н |
ю |
п |
т |
т |
л |
е |
к |
у |
в |
е |
а |
р |
м |
о |
д |
и |
у |
о |
ч |
е |
р |
к |
о |
к |
а |
р |
к |
ъ |
е |
п |
р |
е |
п |
р |
ч |
р |
и |
р |
п |
о |
у |
т |
и |
е |
т |
с |
с |
в |
о |
т |
у |
к |
е |
ы |
а |
п |
л |
ю |
д |
б |
к |
е |
п |
з |
о |
а |
ч |
с |
к |
у |
х |
р |
е |
л |
о |
х |
а |
д |
а |
о |
а |
ж |
е |
в |
в |
р |
р |
д |
п |
е |
и |
н |
й |
о |
в |
у |
н |
д |
е |
к |
в |
и |
е |
н |
о |
т |
у |
и |
ы |
а |
я |
у |
ф |
д |
о |
с |
к |
о |
ц |
а |
в |
е |
п |
р |
в |
ь |
ю |
т |
я |
ж |
е |
у |
к |
п |
е |
к |
е |
м |
ж |
ш |
т |
и |
е |
к |
в |
ы |
я |
н |
р |
и |
н |
ц |
с |
а |
г |
а |
к |
в |
о |
с |
и |
р |
а |
з |
ц |
и |
з |
и |
т |
к |
т |
н |
а |
т |
п |
е |
ч |
а |
к |
н |
и |
и |
и |
о |
у |
с |
ы |
и |
н |
т |
е |
р |
в |
ь |
ю |
а |
т |
и |
я |
ц |
ю |
и |
я |
я |
н |
и |
е |
а |
а |
в |
к |
н |
р |
и |
и |
и |
Задание на эмоционально-эстетическое развитие – ритмическая пятиминутка Барабаним: нужно повторить ритм, задуманный ведущим или назначенным лицом.
Задание четвертое – развитие критического мышления Верите ли вы…: ребята отвечают на вопросы ведущего, среди которых есть верные и неверные утверждения.
Задание пятое – решаем Ребусы: часто ребята составляют кроссвордики небольшие (10 слов) или ребусы и с удовольствием их решают. Например, ребусы Руслана Морозова по теме «Театр».
Задание шестое – забавные ролевые игры-шутки, например:
*Мы сегодня пришли к директору зоопарка. Как нас встретили в вольере с медведем…
*Сегодня мы оказались в кондитерском цехе. Пускать ли туда сладкоежек…
Задание седьмое – выявляем лидера «Состязание в парах»: Исходное положение. Встаньте парами лицом друг к другу. Расстояние между вами не должно превышать полуметра. Вытяните руки и упритесь своими ладонями в ладони партнера. Задание: попытаться сдвинуть товарища с места. При этом ведущий в паре может порой ослаблять натиск, чтобы партнер потерял равновесие. Тактику можно менять.
Это и подобные упражнения можно брать из актерского минимума, очень полезно! (См. например, С. В. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. С-П, 2009; М. Кипнис. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов. М., 2008 и др.).
Этюды и упражнения на общую раскрепощенность помогают снять напряжение, которое очень часто есть у некоторых школьников, отсюда боязнь общения с незнакомыми людьми, нового пространства и новой роли, что находит отражение и в речи начинающего журналиста. Уверенность в себе, свободная речь, выразительность и убедительность – вот те качества, которые необходимо развивать в каждом ребенке, а в начинающем журналисте особенно.
Можно продолжать азбуку журналиста, но если он всегда улыбается своему собеседнику, значит, он готов нести ДОБРО в мир. Лучшей цели для профильной смены, по-моему, нет.
В зале архивных материалов и газет НГОНБ (Советская, 6):
первые сибирские газеты и альманахи
Количество просмотров: 2462 |
Добавить комментарий