Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе

 
 

Кобзева Валентина Васильевна,

воспитатель первой категории МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе

Одним из немаловажных аспектов всестороннего развития дошкольника и успешной подготовки к обучению к школе является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук моих воспитанников. Опыт моей работы показал, что развивать мелкую моторику обеих рук можно при помощи искусства оригами, так как оригами – искусство, близкое детям. Для этого изучила ряд исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов о сущности оригами.

Достоинствам оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; возможность коллективного творчества.

Оригами – искусство, которое способствует развитию художественного вкуса, психических процессов, совершенствованию мелкой моторики и точных движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, ответственности, аккуратности, формированию самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, формированию добрых чувств к близким, дает возможность выразить эти чувства через сделанные подарки своими руками.

Я убедилась, что постоянное применение техники оригами в работе с детьми способствует тренировке руки к письму, знакомит с элементарными геометрическими формами, развивает пространственное мышление, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественное восприятие, глазомер, коммукативные  навыки, внимательность, усидчивость и т.д. Все перечисленные качества очень важны для ребенка и необходимы для успешного обучения в школе, поэтому я поставила перед собой цель: качественно подготовить детей к школе, используя технику оригами.

Для более успешного освоения материала при изготовлении поделок из бумаги, процесс изготовления игрушек я разделила на ряд операций:

• знакомство с образцом готовой игрушки;

• анализ схемы выполнения одной операции;

• одновременное складывание игрушек;

• оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Для успешного обучения изготовлению поделок методом оригами в игровой форме с детьми были выучены условные обозначения заготовок, что способствовало быстрому запоминанию последовательности изготовления поделок.

Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально. Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий,  устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

При обучении детей оперирую терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ.

Для создания мотивации использую: игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры.

Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Фигуры, сложенные детьми из бумаги, мы используем в театрализованной деятельности, играх-драматизациях.

Многообразие и несложность выполнения поделок позволяет моим детям, используя театральные маски, выполненные техникой оригами, инсценировать отрывки из художественных произведений, русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк» и т.д. В подвижных играх: «Вот сидит лохматый пес», «Огуречик, огуречик», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и т.д., что вызывает у детей огромную радость и интерес к такому виду деятельности, а также развивает у них активную речь, творческие способности, воображение.

К работам, выполненным совместно с родителями, дети сочинили сказки: «Аленький цветочек», «Волшебные цветы», «Сказка про медвежат», «Непослушный цыпленок», «Белые лебеди». 

 Перед изготовлением поделок из бумаги я знакомлю с её свойствами, что вызывает интерес и оставляет у моих воспитанников яркие впечатления.

Дети с удовольствием пускают кораблики в тазике с водой и самолетики, сделанные из разной по структуре бумаги, придумывают различные игры, активно делают предположения и выводы. В результате этого у детей повысились навыки исследовательской деятельности, появилось желание продолжить работу с бумагой.

Во время изготовления поделок из бумаги я даю детям четкие, конкретные указания: «возьмите правый верхний угол и положите его на левый нижний…», «приложите левую сторону на правую… » и т.д.

В результате у детей сформировались прочные умения ориентироваться на плоскости, аккуратно работать в тетради. Ведь клетка – это квадрат!

Мы сумели заинтересовать родителей и привлечь их к участию в воспитательном процессе. Любая продуктивная деятельность со своим ребенком воспринимается ими положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к своим поделкам, рассказывают взрослым и сверстникам о том, как они их делали. Многие родители заинтересовались и согласились нам помочь. Вместе с детьми сделали, используя технику оригами, атрибуты к подвижным играм, играм драматизации, помогают пополнить наш уголок «Умелые руки» разнообразной бумагой по цвету и фактуре. Предлагают новые идеи, схемы, книги, что способствует дальнейшему укреплению наших отношений.

Родителям были предложены консультации:

–   «Влияние оригами на развитие речи дошкольника»;

–  «Использование искусства оригами в работе с детьми дошкольного возраста»;

–    «Методические рекомендации для родителей».

 Все дети, посещающие группу, с интересом осваивают технику оригами. В результате работы получены  положительные результаты, а именно:

1. Повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности наших воспитанников, необходимых при обучении в школе.

2.  Полностью выполнены поставленные перед нами задачи. Изготовленные детьми поделки совместно с взрослыми мы используем в театральной, экспериментальной деятельности.

Техника оригами стала для нас универсальным способом развития, т.к. её можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, математикой, продуктивными видами деятельности. Таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе

.

Количество просмотров: 16196  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы