Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей

 
 

Галкина Людмила Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей

Одной из актуальных задач дошкольного образования во все времена является индивидуализация процесса воспитания и образования. С вступлением в действие ФГОС ДО эта задача стала особенно актуальной.

Один из основных принципов дошкольного образования (ФГОС ДО п.1.4) – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. В данном принципе заложено понятие детоцентризма (не ребёнок должен адаптироваться к условиям ДОУ, а детский сад должен быть готов принять любого ребёнка). Данный принцип относится и к школе.

И всё же, когда ребенок впервые приходит в детский сад, его жизнь существенно меняется: другой режим дня, новая незнакомая обстановка, много новых взрослых и детей, правила и требования, которые отличаются от домашних. Все это обрушивается на ребенка и создает для него стрессовую ситуацию. Период адаптации детей считается самым сложным как для детей и их родителей, так и для педагогов. Чтобы сделать этот период более благоприятным для детей и взрослых, в ДОУ была создана «адаптационная группа совместного пребывания детей и родителей».

С целью оптимизации процесса адаптации детей была разработана следующая система мероприятий:

  • встреча заведующей с родителями будущих воспитанников задолго до поступления ребенка в д/с (вручение памяток и рекомендаций о том, как подготовить ребёнка);
  • составление щадящего режима привыкания для вновь прибывших детей;
  • создание адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей.

В состав группы входят все специалисты детского сада.

Принципы работы адаптационной группы:

  • Подбор педагогов и их психологическая готовность к приему детей.
  • Постепенное заполнение группы.
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду.
  • Сохранение привычек ребенка 2-3 недели.
  • Контроль за эмоциональным состоянием ребенка, за его здоровьем.
  • Принцип взаимной открытости как условие комфортного и безопасного пребывания ребенка в детском саду.

Родители с детьми в назначенный день приходят в педагогический кабинет, где их встречают старший воспитатель, педагог-психолог и специалисты ДОУ. Родители и дети (большинство) приходят уже подготовленные, так как у них было достаточно времени для изучения памяток и выполнения рекомендаций. В кабинете для детей приготовлены игрушки и материалы для творчества. Пока дети увлечены игрой, старший воспитатель собирает данные о ребенке, справки, оформляет согласие на фото- и видеосъемку. Педагог-психолог в это время общается с детьми и родителями, наблюдает и составляет для себя первичный психологический портрет семьи. Здесь же родители получают всю информацию о работе детского сада (режим пребывания, питание, образовательная деятельность, дополнительное образование и т.д.). Чтобы родителям легче было сориентироваться в режиме последующих дней, им вручается памятка-график на неделю.

 

 

Далее все вместе родители, дети и педагоги отправляются на экскурсию по детскому саду. Ребенок, пройдя весь детский сад со своим родителем, осваивает вместе с ним новое для себя пространство, таким образом, оказавшись в этих же стенах, но уже без родителя, он воспринимает окружающую обстановку как уже знакомую и безопасную. Мы приходим с детьми в большой и прекрасно оборудованный для детей спортивный зал. Родители получают полезную информацию от инструктора по физической культуре, а дети играют. В заключении проводится совместная игра, которая помогает родителям и детям раскрепоститься, сбросить напряжение. У всех участников улучшается настроение. По такому же принципу совершается экскурсия в музыкальный зал, где педагоги рассказывают, как проходят музыкальные занятия, что необходимо приготовить, как проходят утренники, призывают родителей в будущем активно участвовать в подготовке к утренникам. В заключении проводится игра с музыкальным сопровождением. Игра проходит на общем жизнерадостном фоне. Затем все отправляются в гости к учителю-логопеду, который рассказывает взрослым, как и когда происходит набор детей в логопедические группы, дает важные рекомендации по развитию речи детей дома. Во время экскурсии родителям показывают медицинский кабинет, кухню, прачечную. Группа отправляется в кабинет педагога-психолога, родители видят, куда они могут прийти на консультацию, что есть в кабинете для занятий с детьми. Пока дети увлечены новыми игрушками, педагог-психолог рассказывает, с какими вопросами, как и когда можно обращаться, как проводятся занятия с использованием песочной и игровой терапии.

 

 

 

Родители видят, где будет находиться их ребенок, какие педагоги будут с ним заниматься, получают всю информацию о микроклимате в детском саду, они становятся спокойней и уверенней, начинают доверять сотрудникам детского сада и это спокойствие и уверенность передается детям, что существенно облегчает процесс адаптации ребенка. Экскурсия продолжается на уличной территории ДОУ, родителям показывают участки, где будут гулять их дети, уличные входы в группы. После прогулки на спортивном участке родители и дети отправляются домой. Первый день пребывания в детском саду становится для ребят не напряженным и пугающим, а добрым и праздничным.

На следующий день все собираются в педагогическом кабинете, у родителей появляется много новых вопросов, на которые они получают ответы специалистов. После беседы родители и дети оправляются в «свои» группы в сопровождении педагогов. В группе специалист знакомит воспитателей, ребят и родителей друг с другом. Воспитатель показывает малышам их кабинки, куда они уже сейчас могут сложить свои вещи. Педагог представляет другим детям вновь прибывших детей и организует со всеми игровую деятельность. В эти дни у родителя есть уникальная возможность увидеть жизнь группы «изнутри». Он может осмотреть спальню, игровую комнату, место, где дети умываются, едят и т.д. И опять же через родителя ребенок осваивает пространство группы, что очень помогает снижению его тревожности, когда он окажется в этой группе без родителей.

 

 

После игр все собираются на прогулку, родитель присутствует при совместном одевании детей, помогает воспитателям и другим детям, что положительно влияет на дальнейшее взаимопонимание между родителями и воспитателями. На практике взрослые понимают, как важно приучать детей к самостоятельности, а также видят, как интересно и правильно это можно сделать. После прогулки родители и дети уходят домой.

На другой день родители приводят детей в группы и, побыв немного, уходят к заведующей для работы с документацией. Дети тем временем остаются с воспитателями и специалистами, которые проводят с ними различные игры, успокаивают некоторых детей, переключая их внимание. Так проходит третий день работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей. В эти дни родители приходят к медсестре на беседу, которая ещё раз напоминает взрослым основные правила посещения детьми детского сада.

В пятницу – посещение детского сада по желанию, если ребенок не очень устал, можно прийти на прогулку на свой участок.

На следующей неделе в понедельник родители приводят своих детей в группы к 7-30. В это время действует щадящий, гибкий режим пребывания ребенка в детском саду. Как правило, родители доверяют опытным воспитателям и педагогу-психологу, прислушиваются к их мнению и дают своим детям достаточно времени, чтобы привыкнуть и остаться на сон в благоприятный для них момент.

Итогом такой работы становятся доверительные партнёрские взаимоотношения детей и сотрудников детского сада, родителей и педагогов, а следовательно, повышается качество всего воспитательно-образовательного процесса.

Для тех, кто заинтересовался данной работой, мы рады помочь.

Количество просмотров: 17830  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы