Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения

 
 

Алексеева Наталья Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 457 г. Новосибирска

 

Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения

Дефектное звукопроизношение оказывает тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребёнка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребёнка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи и др.), то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребёнок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Недостатки устной речи отрицательно сказываются на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Безусловно, это отразится на интересе ребёнка к учёбе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если во время, в дошкольном возрасте, уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей. Это предполагает, что родители должны быть осведомлены в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, понимать важность  исправления речи детей в сензитивный период (до 7 лет) и осознавать необходимость их непосредственного участия в коррекционно-логопедическом процессе.

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению нарушений звукопроизношения у ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Организации работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста основывается на традиционных принципах педагогики и дидактики. В качестве основополагающих выделяю принципы, лежащие в основе коррекционной работы:

- принцип комплексности, выражающийся в совместной работе всех участвующих специалистов, педагогов и родителей;

- принцип системности – коррекция речевого дефекта невозможна без учета состояния речи в целом.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трёх этапов:

1. развитие моторики речевого аппарата;

2. отработка правильного произношения звуков;

3. автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

На этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием артикуляционной моторики обязательно используются игры и упражнения для развития речевого дыхания, так как хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

 

Занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся логопедом (индивидуально и по подгруппам). Работа по закреплению поставленных звуков ведётся и воспитателем (по заданиям логопеда). На занятиях по коррекции нарушенного звукопроизношения используются пособия следующих авторов: Н.И. Соколенко, А.И. Богомоловой, Н.В. Новоторцевой, Л.П. Успенской и М.Б. Успенского и другой популярный речевой материал. На основе речевого материала этих пособий мною составлены карточки-задания для родителей по автоматизации поставленных звуков. Дети, зачисленные в логопедические группы, имеют тетради-дневники, в которых записываются методические рекомендации и через которые удается систематически поддерживать связь с родителями.

На занятиях по закреплению сформированных у детей звуков использую диалогическое общение, включаю различные задания. Эффективному закреплению навыка правильного звукопроизношения способствуют игры-инсценировки и драматизации. В них дети проявляют активность и самостоятельность в большей мере, что позволяет автоматизировать звуки, развивать голосовые модуляции, закреплять все приобретённые ребёнком навыки. Для закрепления поставленных звуков использую рифмованный речевой материал, так как он способствует более продуктивной автоматизации звуков.

Как правило, легче и быстрее можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны педагогов и родителей.

Исправление речи детей, имеющих нарушения звукопроизношения, проходит более эффективно, если логопед просвещает и обучает их близких взрослых. Целью нашего сотрудничества является не сообщение мамам и папам той или иной информации, а привлечение их к совместной деятельности по коррекции нарушений звукопроизношения у детей и обеспечения условий для полноценного личностного и речевого развития ребёнка.

     

Количество просмотров: 14226  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы