Ответственность как важная черта личности

 
 

Гречко Тамара Николаевна,

воспитатель МБДОУ детского сада № 475
комбинированного вида «Антошка»
Калининского района г. Новосибирска

 

Ответственность как важная черта личности

«Личность» в современном мире становится всё более размытым понятием. И я, как педагог, работающий в дошкольном учреждении и участвующий в воспитании детей, на которых не могли не отразиться и новшества в современном образовании, и политические изменения нашей страны, всё чаще замечаю изменения на взгляд воспитания подрастающего поколения, прежде всего, со стороны взрослых.

С самого начала моей педагогической работы в дошкольном учреждении появлялись разного рода задачи, соответствующие разным проблемам, возникающим в течение трудовых будней. Решение которых, по моему мнению, непосредственно помогли бы оказать благоприятное влияние на становлении личности ребёнка. Одной из них, и далеко не последней по своему значению, я считаю развитие моральных качеств ребёнка, в том числе и воспитание в нём ответственности, как части его характера и личности.

В современном мире понятие «успешность» становится всё более важным и доминирующим, и в параллель этому времени и возможности на развитие моральной стороны в каждой маленькой личности остаётся всё меньше. Менталитет нашей страны, а также особенности её исторического развития воспитали в современном человеке скорее желание независимости, нежели осознание и готовность осознать ход своих поступков и их последствий объективно, учитывая необходимость для гармоничного существования общества и неся ответственность перед ним. Поэтому родители и используют возможность воспитать в своём ребёнке индивидуальность, подчеркнув его индивидуальные особенности намного охотнее, чем способность объективно анализировать последствия своих действий.

Размышляя над этими вопросами, а именно над разрешением проблемы развития моральных качеств, становящейся всё более острой в современном мире, меня заинтересовал взгляд гештальтпсихологов на личность. Гештальтпсихологами была создана уникальная методика роста личности, идея которой состояла в следующем:

Я делаю своё, а ты делаешь своё.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

В этой методике заложено представление об "опоре на себя", "саморегуляции". Тем самым, Ф. Перлз предлагает относительную свободу от социальных ограничений. Это как бы ответ на давление общества и семьи, направленный на то, чтобы человек подчинялся условностям и соответствовал ожиданиям других.

К сожалению, такой взгляд на личность часто искажается, и как следствием того становится безразличие к чувствам других людей, перекладывание ответственности за свои поступки на «плечи» других. Нежелание осознавать свои поступки, а также несформированная возможность осуществить контроль за своей деятельностью особенно проявляется при социализации ребёнка, в непосредственном процессе, когда маленькая личность пытается понять кто он и занять определённую нишу в обществе.

Вашему вниманию я предлагаю несколько упражнений, которые были использованы мной в ходе педагогической работы с детьми.

1. Игра «Ответственность» заключается в следующем: дети рассаживаются в полукруг, и я предлагаю поиграть в интересную игру. Для этого нужно двое детей (по желанию). Один из них будет тем, за кого отвечают, а второй тем, кто за него отвечает. Первому завязывают глаза, а второй проводит его через «полосу препятствий» (для неё можно разложить разные предметы на полу, не забывая оставить место для свободного передвижения второго ребёнка). После упражнения спросите, что чувствовали или о чём думали дети в ходе игры, высказаться после данного процесса необходимо для развития самоанализа ребёнка.

2. «Любимчик». В группе нужно выделить определённую игрушку, мягкую, приятную на ощупь, ту, которая нравится детям. Положительное отношение к ней со стороны детей можно закрепить с помощью ритуалов: целует детей перед сном, гладит по голове за хороший поступок и т. д. «Любимчика» нужно отдавать ребёнку вечером, с просьбой позаботиться о нём и вернуть в группу утром. На следующий день также необходимо попросить ребёнка рассказать о том, что именно он делал, для чего это было нужно, и что он при этом чувствовал.

3. Сказка «Старый дом». Это небольшая сказка о том, к чему может привести безответственный поступок. А такие поступки мы порой совершаем, не ожидая и совершенно не желая ничего плохого.

Текст сказки «Старый дом»

Автор – Гречко Т.Н.

Старый дом, что пустовал на самой окраине леса, на первый взгляд, ни чем не отличался от других заброшенных домов. Это был обычный дом, похожий на другие покинутые здания, в которых некогда кипела жизнь, а сейчас, в силу совершенно разных обстоятельств, она замерла. Ведь люди часто переезжают.

Они уезжают, а дома остаются стоять на своём старом месте. И этот дом не был исключением. Старый, ветхий дом, покрытый пылью. Даже окошко, со старыми занавесками, было настолько грязным, что через него невозможно было разглядеть абсолютно ничего. Кроме того, весь дом был в щелях и трещинах, через которые проникал холодный ветер, создавая сквозняк. А через приоткрытую дверь, при сильном порыве ветра, летели хлопья снега, и от этого на деревянном, потрескавшемся полу собирались небольшие сугробы.

Так вот, в этом самом обычном, заброшенном доме был необычный чердак. Хотя на первый взгляд чердак казался самым обычным: пыльным, заставленным старой мебелью и ненужным хламом. Но этот чердак отличался от других, так как там пряталось маленькое привидение, которое провело в этом заброшенном месте столько времени, что забыло, кем оно было раньше, в те времена, когда стены этого дома не были такими пустыми и холодными.

С каждым годом маленькому привидению становилось все грустнее, дело в том, что оно не могло уйти со старого чердака, и его единственной радостью была возможность смотреть на улицу через окошко.

Там, за стеклом, продолжала кипеть жизнь. Деревья покрывались цветами и листвой, а затем их сменяли золотая крона и иней. А трава с каждым годом была всё зеленее, её уже никто не стаптывал, и от этого она всё больше напоминала огромный зелёный ковёр. Но постепенно окошко покрылось пылью и грязью, и с каждым днём всё больших усилий стоило рассмотреть через него лучик солнца, не говоря уже о зелёной траве и деревьях.

Но все меняется, даже многолетняя пыль не может лежать вечно. Однажды входная дверь полностью распахнулась, меняя привычный ход вещей заброшенного дома.

Старая миссис Гроув, опираясь на тросточку, медленно перешагнула через порог. Вы, возможно, удивитесь, откуда известно имя старой миссис, я открою вам тайну: его знали стены дома. Не смотря на то, что она уехала много лет назад, когда была маленькой девочкой, они её помнили.

Миссис Гроув поежилась от холода и подошла к старому камину. Больших трудов ей стоило разжечь огонь в старом доме, используя то, что больше всего подходило на роль дров. И вот, в промерзших ветхих стенах послышался треск горящего костра.

А мисссис Гроув взяла из покрытого паутиной угла старую метлу и начала сметать прочь грязь и снег. Закончив, она закуталась в одеяло и села напротив камина. Возможно, это место ей нравилось в детстве, а может, здесь было теплее, чем во всем доме, и она просто хотела согреться.

Постепенно, сугробы снега в углах начали превращаться в тёмные лужицы на полу, а мысли миссис Гроув уносили её всё дальше, на много лет назад, во времена беззаботного смеха. Она вздрогнула, словно очнувшись ото сна, и запела какую-то старую песенку.

В это время, запертое на чердаке создание очнулось от столь неожиданных звуков. Маленькое привидение не могло спать, и порой ему становилось так одиноко, что оно уходило далеко в свои мечты и воспоминания, оно думало о чём-то и, привыкшее к вечному одиночеству, не замечало, что при этом происходит вокруг. А тут по старым стенам доносился странный треск и еще какая-то мелодия, всё это показалось маленькому приведению знакомым, но таким далеким, что вспомнить, откуда он знает это, и где мог слышать точно такую же мелодию, казалось невозможно.

Миссис Гроув допела свою песню и на глазах у нее появились слезы. Казалось, что в последний раз она была здесь целую жизнь назад, родители переехали и увезли её, когда она была ребёнком, как раз в канун Рождества. Они очень хотели встретить праздник на новом месте, в новом и красивом доме. И возвращение сюда словно бы вернуло её в далекое детство. Она и сама не знала, что именно хотела найти здесь, но после всех этих лет она захотела вернуться именно сюда. Миссис Гроув помнила все рождественские праздники, которые провела одна или в кругу своей семьи, только самого первого Рождества в том новом доме она не могла вспомнить.

Она вспоминала все события, предшествующие тому празднику, как собиралась, как смеялась и радовалась предстоящей поездке. Но почему же она забыла именно тот праздник? Ради которого родители так торопились быстрее переехать отсюда.

Бывает, что память человека вдруг, словно сверкающая нить, неожиданно цепляется за маленький осколок воспоминания и открывает ему полную картину, полностью разматывая клубок прошлого. Первое, что вспомнила миссис Гроув, было печенье. То, что мама пекла каждые выходные. Это было за несколько недель до Рождества.

– Мама, мне очень хочется песика, пожалуйста. Я буду о нем заботиться! – словно какое-то эхо, раздалось детским голосом в голове старой миссис.

Маленькой Эллис действительно принесли пёсика, совсем маленького и ее радости не было предела. Не смотря на то, что мама хотела взять собаку, уже переехав, папа не выдержал и привёз его раньше. Она заботилась о своём маленьком друге и очень его любила.

Целыми днями они играли и резвились, особенно им полюбилось играть на чердаке. Там было уютно, и никто не мешал, поэтому можно было придумать целый мир, скрытый от глаз взрослых, которые в этом совершенно ничего не понимают.

Маленькая Эллис до последнего момента не знала, что они уедут в новый дом с большой ёлкой, под которой уже лежат подарки. Поэтому когда перед самым Рождеством мама сказала ей об этом, то радости девочки не было предела. Ей так хотелось как можно скорее туда переехать, что она забыла, как играла с щенком на чердаке. Она сама выпустила его из дорожной сумки, чтобы в последний раз вдвоем побывать в их тайном мирке. А потом её неожиданно позвали и, побежав на голос, девочка совсем забыла, что позади остаётся не только тайное место, но и маленькое, беззащитное создание, которое всегда подпрыгивало от радости, виляло хвостом и лизало ладошки своей маленькой хозяйке, стоило той войти в комнату.

Многое произошло за жизнь миссис Гроув, и в это старое место она приехала совсем не по тому, что чувствовала себя нужной тем, кого любит. Она вспомнила то Рождество, когда вдруг стала взрослее, и поняла, что никогда не увидит того, кто ей так доверял и чья маленькая жизнь полностью от неё зависела. Вспомнила, как плакала и просила родителей вернуться, но ей ответили, что уже слишком поздно, щенка оставили себе новые хозяева дома. Но теперь миссис Гроув увидела: не было у дома других хозяев.

Тогда она не стала открывать подарки и испортила праздник, но это уже ничего не могло исправить. Маленького, преданного друга уже было не вернуть. С того момента внутри неё всё изменилось, словно вместе с пёсиком она забыла и часть себя, что-то хорошее, чего не хватало потом на протяжении всей жизни. О чём забылось в силу детского возраста, но оставило внутри не заполняемую пустоту. Иногда, сами того не желая, мы делаем что-то, что потом невозможно исправить.

В то Рождество, когда ёлка в новом доме зажглась яркими огоньками гирлянд, в старом и покинутом полностью остыл камин, и сквозь ещё целые стены начал пробираться холод.

Маленький, пушистый пёсик перестал вилять хвостом, почуяв что родной запах стал совсем неуловимым. Он несколько раз подпрыгнул, скребя о дверь лапками, а затем подошёл к окну. Здесь, на куче старых вещей, раньше сидела его хозяйка, представляя себя королевой на троне, а он, как верный королевский пёс, спал на её коленях.

Он посмотрел вдаль через окно, туда, где скрылась машина, унося с собой всё, что напоминало о прекрасном и счастливом времени, что согревало, и создавало ощущение безопасности. Пёсик несколько раз громко тявкнул и снова завилял хвостом, ожидая, что его услышат, что за ним вернутся, но машина вдали так и не появлялась. Там были только снег и деревья, покрытые инеем. Тогда он улёгся на кучу вещей, стараясь зарыться как можно глубже, чтобы согреться, и ощутив знакомый, любимый запах, навсегда погрузился в сон.

Деревья покрывались цветами и листвой, а затем их очередь сменяли золотая крона и иней. А трава с каждым годом была всё зеленее, её уже никто не стаптывал, и от этого она всё больше напоминала огромный зелёный ковёр.

Когда миссис Гроув приехала в старый дом, она была уже не той маленькой девочкой, которая так хотела вернуться сюда и забрать своего любимца. Она приехала слишком поздно и жизнь ее изменила настолько, что лишь старые стены дома могли ее узнать. Теперь маленькая хозяйка совсем с другими, недетскими глазами поднялась по старой лестнице и открыла чердак.

– Принц Багги…, – тихо произнесла миссис и по её щекам потекли слёзы. Перед глазами появился призрачный образ: маленький белый песик, с большим чёрным пятном на носу. Это было не маленькое привидение, она уже не могла его увидеть. Это было ее воспоминание, то, каким она запомнила своего пёсика.

Старая миссис никогда не узнает, какую роль сыграл ее приезд. Она провела в этом доме вечер и снова уехала в шумный город. Рождество – время чудес, но не для неё.

Это время чудес для маленького привидения, которое вновь услышало своё имя из уст той, которую так сильно любил, которую так невыносимо долго ждал взаперти на грязном чердаке. Теперь оно было свободно! Словно невидимая сверкающая звездочка маленькое привидение вылетело в открытую хозяйкой дверь и полетело вперед, чтобы вновь где-то родиться и быть согретым чьими-то тёплыми ладошками.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов. В соответствии с занимаемой должностью и присущему ей значению, мы вносим большой вклад в развитие личности детей. Конечно, в этом возрасте ребёнок уже выступает как субъект своего формирования, но, тем не менее, целенаправленное развитие человека в процессе онтогенеза обеспечивает хорошую тенденцию морально-нравственного воспитания подрастающего поколения. Надеюсь, мои рекомендации будут полезны в этом процессе и как способ взаимодействия педагога с детьми, и как возможность благоприятного влияния на воспитание тех, кому мы постоянно подаём пример.

 

                

Количество просмотров: 12383  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы