Развитие навыков общения у дошкольников

 
 

Нищенко Евгения Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 110 г. Новосибирска

 

Развитие навыков общения у дошкольников

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в немалой степени зависят от воспитателя детского сада. Мы, воспитатели, совместно с родителями, помогаем ребенку вступить в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобрести новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. Чем раньше мы научим ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых – общение со сверстниками, и чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако его общение с ними без помощи взрослого очень часто оказывается малоэффективным. Поэтому я решила, что работая с детьми, необходимо учить их выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, уметь выходить из конфликтных ситуаций. Вся работа проходила в несколько этапов.

На первом этапе, чтобы у детей складывались дружеские взаимоотношения, необходимо наладить между ними контакт. Для этого я использовала игру «Добрые эльфы» (Л. А Снегирева «Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников»). В этой игре дети общаются друг с другом на невербальном уровне, используя условные сигналы. Принимаются только желающие. Цель игры – заинтересовать детей. Игра начинается со сказки о жизни эльфов, которые не умеют разговаривать, а общаются друг с другом при помощи жестов, можно обнимать, гладить друг друга, но не разговаривать. Игра вызвала интерес у нескольких детей, но в процессе самого хода игры стали подключаться и другие дети. На этом этапе использовала игры: «Муравьи»; «Театр теней», в которых дети учились общаться при помощи жестов.

Вторым этапом по формированию дружеских взаимоотношений является развитие внимания друг к другу. Подбираются игры: «Зеркало»; «Общий круг»; «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», в которых детям необходимо обратить внимание на сверстника. Данный вид игр требует произвольного внимания, сосредоточенности.

На третьем этапе развития дружеских взаимоотношений дошкольников включала игры, направленные на развитие чувства сопереживания: «Сороконожка»; «Слепой и поводырь»; «На тропинке»; «Путаница». В таких играх от детей требуется большое внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей других детей.

 

 

 

Далее переходила к следующему виду игр, в которых дети тренируют способность переживать общие эмоции: «Мышата в мышеловке»; «Шторм»; «Шпионы». В этих играх детей объединяет не только общие действия, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств помогает ощутить единство с другими, их близость.

Обучая детей тренировать эмоции вместе, постепенно перешли к пятому этапу – взаимопомощь в игре. Включала игры: «Старенькая бабушка»; «День помощника»; «Заблудившийся ребенок».

Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые слова и пожелания. Часто дети проявляют отрицательные эмоции, используют грубые слова и выражения. Моя задача состояла в том, чтобы помочь ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей. Поэтому на шестом этапе включала игры, направленные на умение доставлять сверстнику положительные эмоции: «Волшебный стул»; «Спящая красавица»; «Добрые волшебники».

Закрепив основу бережного отношения детей друг к другу, переходила к седьмому этапу формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. На этом этапе включала игры, направленные на развитие совместной деятельности: «Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина». В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.

Такая поэтапная работа способствовала развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения друг к другу в нашей группе детского сада.

Ссылки на источники:

1. Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей / Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

2. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников: методические рекомендации. – Минск, 1995.

3. Чернецкая Л. В Развитие коммуникативных способностей дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Количество просмотров: 25473  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы адаптационной группы совместного пребывания детей и родителей
2. Проблемы организации сюжетно-ролевой игры, являющейся подлинной социальной практикой ребенка
3. Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
4. Воспитать человека
5. Организация предметно-развивающей среды в ясельной группе как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
6. Ответственность как важная черта личности
7. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ
10. Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ
11. Приобщение детей к русской народной культуре
12. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
13. Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
14. Развитие навыков общения у дошкольников
15. Исправление нарушений звукопроизношения у дошкольников – залог успешного школьного обучения
16. Развитие творческой активности дошкольников в процессе ручного труда
17. Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы