Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 
 
 

Федорова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает что-то самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Стремление к контакту и взаимодействие с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи являются одним из важнейших качеств ребенка.

В современных условиях перед детским садом стоит задача подготовки совершенно нового поколения детей: активных, любознательных, целеустремленных. Детские сады являются первой ступенькой в образовании, поэтому они представляют себе, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

При использовании инновационных педагогических технологий открываются новые возможности, и наиболее эффективным стал метод проектов. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

Развитию у детей познавательных интересов, любознательности, творческих способностей, потребностей способствует исследовательская деятельность в детском саду. Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем больше информации получает ребенок. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его узнать и понять. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Наша задача, как педагогов и родителей – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Поэтому в работе нашего детского сада мы уделяем большое внимание проектной деятельности с детьми. Этот процесс заинтересовал не только детей, но и нас педагогов, а также родителей.

Выбирая тему проекта, мы ориентируемся на вопросы детей и их интересы, возникшие проблемы. При решении разнообразных задач проекта у детей активизируется и обогащается словарный запас, в процессе своего выступления перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения. Для реализации проекта используется сочетание различных видов деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – в проекте, закрепляются разнообразные навыки воспитанников, оказывается помощь в умении открывать и познавать окружающую действительность быстрее и глубже.

В результате реализации проекта у детей значительно повысилась познавательная активность, творческие способности, дети стали более уверены в своих действиях, научились проявлять свою активность и любознательность.

Проектные методы мы используем и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия. Считаем важным, чтобы содержание и формы организации процесса взаимодействия с семьей были не только полезными, повышающими нашу компетентность, но и интересными для родителей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. Повысился и уровень активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Мы хотели бы представить проект, который реализовали с детьми нашей группы, «Огород на подоконнике». В ходе реализации этого проекта было проведено много опытов и экспериментов с водой, семенами, различными ростками.

Проект «Огород на подоконнике»

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Поэтому мы решили посадить мини-огород на подоконнике, так как дети большую часть времени проводят в саду и могут участвовать в посадке, наблюдать за ростом зеленых питомцев и ухаживать за ними. В процессе ухода за растениями у них вырабатывается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями. На протяжении всего времени мы проводим с детьми опыты, эксперименты и делаем зарисовки в паспорта растений.

Вид проекта: среднесрочный (с марта по май), познавательно-исследовательский, творческий.

Проблема: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?

Актуальность: Расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Цель: Формировать у детей представления об экологических факторах, которые необходимы для роста и развития растений (свет, тепло, вода), развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:

– формировать интерес к познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

– учить узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их;

– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста овощей, их пользе;

– развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;

– развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности.

Огород на окне в детском саду дает детям возможность не только наблюдать за ростом растений, но и самим участвовать в его создании. Расширяет представления детей о том, как можно и нужно ухаживать за растениями в «домашних» комнатных условиях. Дети получают знания о том, сколько света, тепла и влаги необходимо для роста растений, помогает развить творческие и познавательные способности.

В данном проекте дети сами могут посадить и вырастить свое растение, ухаживая за ним, тем самым воспитывая в себе бережное, позитивное отношение к природе, осознают роль природы в жизни человека.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный. В ходе подготовки к проекту мы выявили уровень знаний детей о процессе посадки и выращивания овощных и цветочных культур. В группе детского сада на подоконнике обустроили огород. С помощью родителей приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена овощей и цветов, луковицы, ветки деревьев. Изготовили таблички – указатели с названиями и датой посадки растений, которые будут выращиваться на подоконнике. Подобрали художественную литературу для чтения: поговорки, загадки, стихи, сказки. Завели дневник наблюдений за ветками березы и рябины, паспорта овощей и цветов.

2 этап – основной.

1) Дети рассматривали луковицы, семена: помидора, укропа, петрушки, овса, капусты, базилика, цветов. Проводились беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». 

2) Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия, необходимые для роста растений», «Развитие и рост растений».

Беседа-исследование «Земля – какая она?».

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

Материал и оборудование: земля в контейнерах.

Опыт-эксперимент «Кому лучше?».

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материал и оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Опыт-эксперимент «Вода – растение».

Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений.

Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают).

Опыт-эксперимент «Солнце – лучок».

Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений.

Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в темное место).

Опыт-эксперимент «Росток».

Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материал и оборудование: лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

3) Дети наблюдали за набуханием почек на ветках березы и рябины.

4) Дети участвовали в подготовке семян растений (помидоры, овес, базилик) к высадке; сеяли семена зелени – укропа и петрушки, помидоров, цветов; сажали лук.

5) Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет – тепло – росток; растение – человек.

6) Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в дневнике наблюдений и в паспортах овощей и цветов.

7) В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадки, сказки, стихи, поговорки.

3 этап – заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Все растения, выращенные в огороде на подоконнике, были высажены на огороде и клумбах ДОУ.

Результат:

1. В группе создан «Огород на подоконнике».

2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.

3. У детей сформированы знания о росте растений в комнатных условиях.

4. Родители с интересом включились в работу над проектом.

Подготовка земли к посадке

Посадка лука

 

Опыты с семенами

Посев семян овощей

Уход за посадками

«Зеленый огород»

Количество просмотров: 6565  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы