Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»

 
 

Овчерова Лариса Павловна,

воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»

Дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда поиска новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, двигаться, искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты поведения детей. Одной из задач Национального проекта «Образование» является развитие способностей и талантов детей при помощи современных технологий. Детская проектная деятельность – одна из таких технологий.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. Чтобы помочь детям найти ответы на вопросы, поддержать их интерес к окружающему миру, сформировать картинку целостности окружающего мира, мы в своей работе используем технологию проектирования.

Сегодня мы представляем детский проект «Божья коровка, улети на небо».

Какой восторг вызывает божья коровка у детей, когда садится на ладошку, ползёт, щекотит своими лапками, раскрывает крылышки и улетает! Во время наблюдения на прогулке за изменениями в природе дети увидели всеобщего любимца – божью коровку. У детей возник вопрос: «Почему божью коровку называют «божьей»?»

Заметив интерес детей к насекомому, мы запустили в своей группе проект.

Задачи проекта:

– Обогатить и расширить представления детей о насекомых, в частности о божьей коровке.

– Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, умение обмениваться информацией.

– Воспитывать бережное отношение к насекомым.

– Создать условия для овладения различными видами художественной деятельности.

Для решения задач мы с детьми, при непосредственном участии наших родителей, на основе ответов на вопрос «Что хотим узнать?» перешли к сбору информации. В группу были внесены: плакат с изображением насекомых; новая познавательная литература (энциклопедии «Всё о насекомых», «Мир вокруг нас», «Жизнь насекомых»); художественная литература о насекомых, стихи, песенки, загадки; научный видеофильм из серии «Эти загадочные животные»; микроскоп, увеличительные стекла, мультипликационный фильм, дидактические и подвижные игры.

При рассматривании иллюстраций дети обратили внимание на многообразие насекомых в природном мире. Ребята предположили, что внешний вид каждого насекомого зависит от его характера: кто из них добрый и за ним можно понаблюдать, а кого надо опасаться и лучше обойти стороной. Дети с родителями искали ответы на интересующие вопросы и представляли их в виде презентаций. В результате мы узнали, какую огромную пользу приносят насекомые человеку. Люди божью коровку называют биологической защитой сада. Жуки питаются крохотными насекомыми – вредителями, тлёй, которые нападают на плодовые деревья и растения, тем самым спасают посадки от гибели. Детей заинтересовало, что во Франции божьих коровок разводят на специальных фермах и выпускают в поле и сады, а любителям-садоводам продают жуков и их личинки. В работе над проектом мы с детьми рассуждали, что могло бы быть, если бы не было таких замечательных жуков-помощников. Нашли ответ на вопрос «Почему жука называют божьей коровкой». Ребята с большим интересом рассказывали о разных вариантах такого названия. Один из них вот такой: «Божья» – объясняется мирным видом насекомого, его доверчивостью к человеку, безобидным поведением и отсутствием агрессии. А прочитав один из вариантов происхождения слова «коровка», мы узнали, что это насекомое может давать молочко! Только молочко это рыжего цвета, ядовитое и горькое, выделяется, можно сказать, из коленки насекомого. Это молочко – замечательная защита от хищников. Птице или пауку достаточно попробовать его на вкус один раз, чтобы хорошо запомнить – это не съедобно. Яркая окраска насекомых как раз предназначена для напоминания. Дети были удивлены, узнав, что живут божьи коровки практически по всему миру, их окрас разнообразный, а их размер не превышает 12 мм, количество чёрных пятнышек одинаковое, даже у маленьких, 6 точек. На прогулке, увидев живую божью коровку, рассматривали ее через увеличительное стекло. Все были в восторге от того, что они как следопыты могут рассмотреть насекомое со всех сторон, отметили, что нижние задние крылья защищены жёсткими надкрыльниками, которые имеют ярко-красный или жёлтый цвет, по которому мы узнаём божью коровку. Понаблюдали, как божья коровка ползает, взлетает, какой след оставляет на ладошке, когда чувствует опасность. Вспомнили, что жуки питаются тлёй и сделали вывод: «Цвет молочка зависит от продукта их питания». Поиграли в подвижную игру «Кто быстрей займёт домик», «Полёт божьей коровки». В группе, в своих дневниках наблюдения, ребята зарисовали насекомое, изображая его сидящим на листочке, перелетающего с травки на травку, старались передать в рисунке строение его тела.

Чтобы больше узнать о насекомых, мы обратились к энциклопедиям и другим книгам «Всё о насекомых», дети нашли ответ – всё зависит от вида насекомого, а малышки божьи коровки бесцветные, но очень быстро, в течение 1-го дня жизни приобретают окраску, живут от 6 до 12 месяцев, а некоторые 2 года. Дети вместе с родителями посмотрели научный видеофильм из серии «Эти загадочные животные», нарисовали иллюстрации, составили описательные рассказы, представили их в виде второй презентации, из которой мы узнали, что божьи коровки – перелётные насекомые, и порой расстояние их перелёта достигает сотни километров. Излюбленные места – горы, там они заползают в трещины, под камни. Некоторые виды насекомых прячутся в уютных сухих местах, часто под слоем листьев. Зимуют божьи коровки стаями, а живут поодиночке.

В группе мы с детьми организовали выставку книг, детских презентаций.

 

Детям было предложено поиграть в игру «Юные следопыты», организовали круглый стол, за которым все высказывались, рассуждали, от чего зависит окрас божьей коровки и где прячутся насекомые зимой, опирались на свои знания. Вот высказывания детей:

«Цвет насекомых зависит от того, где они живут, например, если в горах, то окрас коричневый, природа так придумала, чтобы им было легче маскироваться от птичек. Божьи коровки, которые живут в полях – яркие, их окрас наоборот предупреждает: «Будь осторожен, я ядовитая!». «Осенью, чувствуя приближение холодов, целыми стайками улетают на юг». «Коровки, которые живут только на тростнике или других водяных растениях, отличаются более длинными ногами». На вопрос: «Где прячутся божьи коровки?» дети отвечали: «Заползают глубоко в землю, прячутся под крышами домов, в траве, кустарниках, на которых есть только тля».

Рассказы мы оформили в книжку-малышку, подарили малышам.

Дети с большим удовольствием приняли участие в изготовлинии масок из бумаги с использованием красок и карандашей, в лепке божьей коровки из пластилина и солёного теста.

  

Выполненные работы показали родителям, детям из других групп. Во время показа дети делились своими знаниями, полученными за время проведения проекта. Прочитали стихи про божью коровку, которые выучили дома с родителями.

Совместно с музыкальным руководителем дети разучили песенку про божью коровку, в игре-хороводе обыграли её, произнося текст песенки, вступая по очереди, заранее разделившись на два круга. Получилось очень красивое пение. В игре использовали музыкальные инструменты.

После просмотра мультфильма «Мир божьих коровок» дети фантазировали, рассуждали о том, что могут обсуждать божьи коровки с мухами, кузнечиками, озвучивали героев мультфильма, давали оценку их поступкам, организовали игру-драматизацию «Путешествие божьей коровки». Фантазия детей не имела границ, божьи коровки летали в гости к героям мультфильмов, искали новых друзей, даже собирались в жаркие страны. С помощью движений, мимики ребята старались передать внешние признаки насекомого, использовали маски, которые изготовили ранее, одежду из уголка ряженья. Поиграли в словесные игры: «Так бывает или нет?», «Что лишнее?», «Покажи, а мы узнаем». Всё это помогло закрепить знания детей о насекомых.

Для перехода к следующему, творческому, этапу детям был предложен для обсуждения вопрос: «Что мы можем сделать с тем, что узнали? Кому мы можем это рассказать (показать)?»

Дети включились в разнообразную деятельность как самостоятельно, так и с воспитателями и родителями.

Продуктом проекта стали:

1. Книжки-малышки с загадками о насекомых с рисунками.

2. Выставка поделок из различного материала для детей других групп и родителей.

3. Показ игры-хоровода в музыкальном зале детям других групп.

4. Игра КВН с детьми другой группы.

В процессе игры дети обменялись своими знаниями, научились вести диалог, слушать собеседника, отстаивать свою инициативу. За время проведения проекта дети совместно с родителями собрали много информации. Научились работать с научной литературой и использовать знания в конкретной деятельности. У детей расширились знания о жизни насекомых – божьих коровках, об их многообразии. Формировалось стремление самостоятельно общаться с природой, бережно относиться и заботиться о ней.

Количество просмотров: 8184  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы