Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения

 
 

Кузьминых Светлана Алексеевна,

заведующий первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Савельева Ольга Вячеславовна,

педагог-психолог МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

 
 
 

Рыжкова Светлана Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день проблемы в работе любого учреждения чаще всего возникают по причине внутреннего конфликта между сотрудниками. В том числе качественный образовательный процесс зависит от внутренней качественной слаженности коллективной работы.

Цель – провести исследование по конфликтам внутри коллектива. Задачи – провести опрос сотрудников коллектива МКДОУ д/с № 449; установить причины возникновения конфликтов; разработать рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций между сотрудниками.

На сегодняшний день проектные разработки по субъектному стратегическому развитию внутри Российской Федерации диктуют свои стандарты к профессионально-образовательной деятельности, затрагивая сферу мотивации внутри образовательного процесса, касающегося его субъектов. Немаловажную роль при этом играет профессионально осуществляемая деятельность по личностной компетентной способности каждого из сотрудников образовательного процесса. В первую очередь, данное замечание касается сфер системы образования. Таким образом, развитие конфликтологической компетентности, которая в свою очередь является внутренней составляющей и неотъемлемой частью профессиональной подготовки современного педагога образовательного учреждения, выступает одним из важнейших условий реализации государственной политики в сфере образования.

Нами было проведено исследование по выявлению уровня конфликтологической компетентности сотрудников МКДОУ д/с № 449. В тестировании оценки делового, творческого и эмоционально-психологического климата в коллективе приняло участие 27 сотрудников.

В оценке деловых качеств: 17 сотрудников набрали наибольшее количество баллов от 18 до 24 и показали высокие результаты; 5 человек набрали от 12 до 17 баллов, охарактеризовав себя в основном ответственными сотрудниками, готовыми к сотрудничеству с коллективом; 2 человека набрали среднее количество баллов от 8 до 11, отмечая чаще ответ «0». Что может свидетельствовать о «застое» в их профессиональной деятельности; 3 человека набрали количество баллов меньше 8, отмечая, что не чувствуют как удовлетворённость от работы, так и свою принадлежность к коллективу, испытывают отчуждённость.

В оценке творческих качеств: 16 сотрудников набрали наибольшее количество баллов; 3 сотрудника набрали от 12 до 18, указав, что из всех приведённых качеств их больше характеризует целеустремлённость, увлечённость и оптимистичность; 2 сотрудника так же, как и в предыдущей оценке качества набрали среднее количество баллов, чаще отмечая ответ «0»; 6 сотрудников набрали наименьшее количество баллов – менее 8, отметив ярко выраженную апатию, пессимизм и пассивность.

В оценке эмоционально-психологических качеств: 19 человек отметили положительное эмоционально-психологическое состояние, набрав наибольшее количество баллов; 3 сотрудника чаще отметили честность, принятие человека и наличие условий для профессионального роста; 1 сотрудник набрал среднее количество баллов, испытывая видимое затруднение при ответах, так как из 6 ответов 3 ответа «0»; 4 сотрудника набрали наименьшее количество баллов, отметив агрессивность, враждебность и критичность.

Исходя из приведённых данных можно сделать вывод, что коллектив детского сада №449 наделён необходимыми деловыми качествами, такими как ответственность, готовность к сотрудничеству. Также было выявлено, что большинство коллег творчески талантливые люди с уравновешенным, эмоционально-психологическим состоянием.

Был проведён опрос по методике Сишора на определение индекса групповой сплоченности, который свидетельствует о том, что сплоченность группы находится на высоком уровне 15,4 баллов.

Проведенный опрос показал, что у группы высокая степень интеграции. Группу отличает устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействий. С большой долей вероятности можно сказать, что состояние межличностных отношений характеризуется стабильностью и преемственностью.

Большинство членов группы стараются справедливо относиться друг к другу. Скорее всего, в трудных случаях большинство членов группы объединяются, поддерживают друг друга, хотя могут возникать ссоры и взаимные недопонимания.

В исследовании уровня взаимоотношений в педагогическом коллективе приняло участие 27 сотрудников. По результатам опросника было выявлено, что 19 сотрудников, набрав от 20 до 24 баллов, считают, что взаимоотношения в педагогическом коллективе на высоком уровне. 8 членов коллектива, набрав от 17 до 20 баллов, считают, что взаимоотношения в педагогическом коллективе на хорошем уровне. Сотрудников, неудовлетворённых отношениями с коллективом, выявлено не было.

Таким образом, проведённое исследование показало, что разработанный и реализованный в период с 2017-2020гг. проект «Профилактика профессионального выгорания педагогических работников как фактор повышения качества образования в МКДОУ д/с № 449» имеет положительные результаты. В детском саду реализуется система работы по предотвращению и предупреждению конфликтов между участниками образовательных отношений.

Список используемой литературы:

1. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // М.: Советская педагогика. – 1990. – № 8. – С. 82-88.

2. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы, исследования и перспективы развития//Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.

3. Ишкова Ю.С.Конфликтологическая компетентность современного педагога/ Ю.С.Ишкова.// Образование и воспитание.-2018.-№1 (16).

4. Ю.Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 140 с.

Количество просмотров: 8498  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы