Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада

 
 

Панкова Татьяна Ильинична,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида г. Новосибирска

 
 
 

Железняк Наталья Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 173 комбинированного вида г. Новосибирска

 

Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Структура развивающей предметно-пространственной среды в любого вида группе любого детского сада определяется в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами ООП, которая реализуется в образовательном учреждении, а в разновозрастной группе для детей с нарушением речи, кроме того, она создаётся ещё и с учетом цели и задач адаптированной программы.

Пространственная среда в таких группах может стать, действительно, развивающей, если она содержательно-насыщенная, дающая возможность детям разного возраста выбрать любой вид деятельности, соответствующий их возможностям, способностям и интересам. А учитывая особенности детей – нарушение речи, в таких группах необходимо создавать систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, развивающих центров, способствующих обогащению, закреплению, становлению и развитию всех сторон речи дошкольников.

Сложность работы воспитателя в таких группах заключается только в организации НОД – учет дифференциации учебной и физической нагрузки. Во всех других режимных моментах нахождение в одной группе детей разного возраста имеет свои преимущества. Ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения; а старшие дети, чувствуя ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, и это способствует улучшению их личностных характеристик.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. И это главная цель педагогических работников, о которой очень мудро сказал древний мыслитель и философ Китая Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали путь».

Безусловно, развивающая среда также служит этой цели, являясь важной составляющей образовательного процесса, ведь всё, что окружает ребёнка, формирует его личность, но только при условии, о котором говорил другой великий учитель – В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Если воспитатель профессионально компетентен в этом вопросе, то для достижения цели по созданию условий комфортной и всесторонне развивающей детей среды в группе ему необходимо ещё проявить своё творчество, креативность и умение прогнозировать результаты: «Для кого? Зачем? Каков должен быть итог? Что необходимо сделать ещё?» Все эти требования и принципы в организации развивающей предметно-пространственной среды позволяют, наряду с общеразвивающими задачами, закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением детей с нарушением речи.

Пространство группы организовано в виде «центров активности», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), которое меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и доступно детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В качестве центров активности в группе созданы:

– сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Поликлиника», «Супермаркет», «Школа», «Дом моды», «Отделение связи», «Салон красоты»;

– «Наш театр»;

– «Детская библиотека»;

– «Игротека»;

– постоянно действующая выставка детского рисунка, детского продуктивного творчества «Мир глазами детей»;

– «В мире природы»;

– мини-музей «Моя Родина»;

– «Безопасный мир детства»;

– «Физкультура и спорт»;

– «Творим, выдумываем, пробуем»;

– «Конструкторы» с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

– детская лаборатория «Почемучки»;

– «Лого-центр».

В каждом центре развития подобраны материалы, оборудование, игры, реквизит и т.д. для самостоятельной деятельности детей разных возрастов и совместной деятельности с соблюдением следующих правил – всё должно выполнять по отношению к детям информационную, познавательно-исследовательскую, стимулирующую, развивающую функции и способствовать активизации речи детей в соответствии с их возрастом.

Игра – основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творчества, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр. Так, например, в центрах «Безопасный мир детства» и детской лаборатории «Почемучки» находятся необходимые атрибуты к занятиям по закреплению правил дорожного движения, пожарной безопасности, экспериментальных игр и упражнений, а при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр.

В центре «Наша библиотека» есть иллюстрированные книги с крупным текстом для детей подготовительной группы – сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора или книги разных знакомых детям авторов по одной тематике и книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями, с динамичными элементами, книжки-панорамы – для детей младшего возраста. В этом центре активности проводятся с детьми беседы о книгах, в которых выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома, и элементарных правилах обращения с книгой. Оформляются и тематические выставки, посвящённые дню рождения какого-либо детского писателя, знаменательным датам страны или важной лексической теме. В этом центре активности есть и подборка словесных игр, где воспитатель индивидуально или небольшими группами проводит игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звукопроизношение, эмоционально-выразительной речи, попутно знакомя детей и с народным фольклором. Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом центре ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее яркие иллюстрации.

В творческой мастерской находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

В центре «Физкультура и спорт» в свободном доступе находятся городки, кегли, дартц, мячи, скакалки и спортивные игры; иллюстрации с важнейшими событиями спортивной жизни страны и картинками с изображением различных видов спорта; коврики и массажные дорожки, обручи; для детей подготовительной группы – спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол). В этом уголке дети имеют возможность найти для себя индивидуальное занятие, занятие для небольшой группы ребят и провести вместе с воспитателем коллективную игру или беседу о физкультуре и спорте.

Большинство центров активности в группе не предполагают организацию детской деятельности в соответствии с определенным возрастом: в силу вступает право ребёнка на выбор, привязанность детей друг к другу и их общие интересы. Так, например, в сюжетно-ролевой игре «Школа» даже логично участие детей разных возрастов: более старшие, как правило, выбирают роль «учителя», младшие – «ученики».

Приближенность к реальной обстановке в школе обеспечивается за счет оснащения уголка: доска, мел, тетради, карандаши, учебники для первого класса, сюжетные и предметные картинки, наборы букв и цифр, раздаточный счетный материал и т.д.

Центр активности «Наш театр», который очень востребован детьми, оснащен элементами костюмов и реквизитом для драматизации знакомых детям сказок, мультфильмов, басен; игрушками и различного вида куклами для настольного кукольного театра, театра игрушки, стендового театра, театра на руке. И здесь, как в сюжетно-ролевых играх, возраст детей не имеет ограничений. Случается, что дети младшего возраста намного артистичней старших. При драматизации какого-либо произведения участие в её организации воспитателя необходимо: в тактичной и убедительной форме он может помочь распределить роли, настроить «артиста» на выражение особенных качеств персонажа. А вот другие виды театрализованной деятельности (например, настольного кукольного театра) дети проводят самостоятельно небольшими группами, фантазируя, режиссируя и импровизируя. Если же кукольный спектакль готовится для показа, то он приобретает форму сюжетно-ролевой игры, в которой есть роли и зрителей, и кассиров, и контролеров.

Переоценить значение этой части развивающей предметно-пространственной среды невозможно, так как здесь происходит обогащение детей новыми впечатлениями, развивается интерес к литературе, театру, формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь, способствуя нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Большой популярностью у детей пользуется центр «Творим, выдумываем, пробуем». В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

В «Игротеке»: пособия и игры с цифрами, буквами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического и речевого содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразные Лего-конструкторы.

Таким образом, каждая составляющая развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для детей с нарушением речи реализует задачи или социального, или познавательного, или эстетического, или физического развития дошкольников. И каждая из них предполагает в той или иной степени развитие речи детей в совместной или самостоятельной деятельности.

Список литературы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.

2. Дошколёнок. Ру: сайт для воспитателей детского сада «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchaya-sreda/14610-razvivayushchaya-pred...

3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Количество просмотров: 8545  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы