Вокал как средство развития музыкальных способностей детей

 
 

Мостовенко Марина Анатольевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 395 г. Новосибирска,

отличник народного просвещения

 

Вокал как средство развития музыкальных способностей детей

Футбол, хоккей, гимнастика, танцы? Многие родители, еще до рождения малыша думают о том, какое дополнительное образование можно ему дать. Ведь вариантов достаточно много, и угадать, что именно захочет ребенок, крайне сложно.

Мамы и папы стараются, чтобы их дитя было всесторонне развито. При выборе хобби родители руководствуются пользой для ребенка как в настоящем – с точки зрения укрепления его здоровья и развития способностей, так и в будущем – пригодятся ли полученные навыки и знания в его работе, сможет ли он применить их в жизни.

Вокальное искусство может стать подходящим вариантом, ведь все дети любят петь, при этом пение очень полезно. Пение влияет на здоровье и эмоции детей, и это доказанный наукой факт. Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом:

– улучшают память (так как нужно запоминать текст, ритм, мелодию, паузы);

– способствуют улучшению психического и эмоционального состояния; помогают при стрессе, делают детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми (этот пункт не относится непосредственно к физическому здоровью, но укрепляет здоровье психическое, что тоже немаловажно; благотворно влияют на иммунитет, благодаря вибрациям, которые создают связи во время пения);

– стимулируют речевую активность, тренируют дикцию (так как во время пения нужно не только четко проговаривать слова, но и пропевать их);

– нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний (так как во время пения важно правильно соизмерять дыхание с паузами), может вылечить астму благодаря ритмичному диафрагмальному дыханию во время пения;

– пение может вылечить небольшое заикание, так как развивает речевой аппарат и дикцию.

Пение полезно абсолютно всем! По мнению врачей, в гортани содержится много важных рецепторов, поэтому ее иногда называют «вторым сердцем человека», а пение развивает гортань, укрепляя весь организм ребенка. Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются эндорфины – вещества, которые называют «гормонами удовольствия». Благодаря им улучшается настроение, появляется радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, происходит избавление от стрессов. Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку.

Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Вот почему в нашей стране так много детских хоровых коллективов, вокальных конкурсов, многим полюбилась передача «Голос-дети».

В нашем детском саду дети занимаются пением не только на музыкальных занятиях, но и в вокальном кружке «Фонарики». На базе вокального кружка появилась одноименная вокальная группа. Вокальная группа выступает на районных и городских конкурсах детского вокального творчества. В течение года ребята имели возможность изучать разнообразный вокальный репертуар, развивать речевой аппарат, артикуляцию, дикцию, играли, изучали комплексы вокальных упражнений, разыгрывали песни.

Итогом всех подготовительных и репетиционных работ служила концертная деятельность.

Например, за 2019-2020 учебный год ребята смогли проявить себя в следующих мероприятиях:

– на юбилее детского сада поздравляли гостей веселой песней;

– девочка подготовительной группы, вместе с педагогом-психологом, исполняла дуэтом песню на итоговом мероприятии Недели Психологии;

– «Представление – концерт». Участники кружка помогли организовать музыкальное представление для младших дошкольников;

– «8 Марта». Вокальная группа открыла торжественное мероприятие хоровой джазовой песней;

– участие в районно-городском конкурсе военной песни, посвященном празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

– участие в онлайн-конкурсе «Я – Патриот!»;

– участие в Открытом Всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу!», приуроченному к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Все мы знаем обстоятельства, которые вынуждали нас отменить еще несколько конкурсов: «Собирайся народ в наш веселый хоровод», «Маленькие звездочки», в которых мы собирались участвовать, и только поэтому появились онлайн-конкурсы.

Выступления наших вокалистов отмечены грамотами, памятным дипломом и дипломом конкурса «Я – Патриот!»

Ребята, посещавшие кружок, знают:

– особенности и возможности певческого голоса;

– основные жанры песенного искусства;

– некоторые основы нотной грамоты.

умеют:

– определять основные жанры песенного искусства;

– использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;

– исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;

– уметь брать дыхание в характере произведения.

Для начала нужно понимать, что в пении очень важно дыхание, и прежде чем начинать петь, мы выполняем с детьми несколько несложных дыхательных упражнений. Я применяю упражнения по методике дыхательной гимнастики педагога по вокалу, а в прошлом певицы А. С. Стрельниковой, такие как «Ладошки», «Погончики», «Ушки», «Малый маятник», «Насос». При выполнении дыхательной гимнастики обязательны следующие правила:

– думать только о вдохе носом;

– выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот;

– вдох предельно активный, выдох абсолютно пассивный;

– вдохи и выдохи делать одновременно с движениями.

Детям очень нравятся распевания: «Веселые горошинки», канон «Шла веселая собака», «Веселые медвежата», муз. Е. Попляновой, «Семейство огурцов», «Кузнечик», «Кошачий вагон», муз. Т. Тютюнниковой, «Фруктовая распевка», «Чашка кофе», «Мы поем в нашем зале» и многие другие.

Речевой этап идет параллельно певческому. Для пения важна правильная дикция, так как проговаривать все звуки во время занятия вокалом достаточно трудно. Основными видами деятельности на речевом этапе является:

– артикуляционная гимнастика;

– игры и упражнения, развивающие речевое дыхание;

– развивающие игры с голосом;

– речевые зарядки;

– мелодекламация.

 

Все эти виды игровой деятельности неразрывно связаны между собой в процессе обучения детей пению. Их общая цель – легко подготовить детей к пению: разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к восприятию музыкальных звуков, сделать обучение пению легким, понятным и привлекательным занятием.

Когда все этапы пройдены, можно начать петь.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения, учатся взаимодействовать со сверстниками в ансамбле. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, это лучшая форма дыхательной гимнастики. Развиваются творческие способности. Ребенок учится творить, фантазировать, танцевать во время своего пения, свободно чувствовать себя на выступлениях во всевозможных праздниках, на концертах для родителей, на сцене во время конкурса. Ребенок становится увереннее, смелее, воспитываются его волевые качества. И, конечно, самое главное, ребенок чувствует себя АРТИСТОМ!

 

Вот те несколько главных «ЗА», которые ребенок развивает, приобретает и воспитывает в себе во время певческой деятельности.

Количество просмотров: 7515  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы