Модель организации и реализации досуга детей в летний период на прогулочной площадке в соответствии с возрастными особенностями

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 
 
 

Кутлан Наталья Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 
 
 

Кадничанская Елена Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Модель организации и реализации досуга детей в летний период на прогулочной площадке в соответствии с возрастными особенностями

Национальный проект «Образование» – это концепция, направленная на достижение двух основных целей – это развитие дошкольного образования и воспитание современной социально развитой личности на основе эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Среда детского участка должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и кроме этого быть динамичной, не допуская привыкания и однообразия. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять.

Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей, позволяет содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Общая концепция оформления территории нашего дошкольного образовательного учреждения в рамках работы по ранней профориентации дошкольников – это город профессий, в котором каждая прогулочная площадка представляет какую-либо группу профессий. Тема оформления нашей площадки – «Повара». Дети во время прогулки могут познакомиться с такими профессиями, как повар, кулинар, кондитер.

Создание эмоционально благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада является неотъемлемой часть в воспитании юных дошколят. Нам необходимо создать комфортные условия для развития личности ребёнка во время прогулки на территории дошкольного образовательного учреждения в летний период, создать условия для формирования у детей представлений о профессии «Повар» и смежных с ней профессиях посредством использования игр, пособий, выносного оборудования; совершенствовать художественное оформление прогулочного участка; воспитывать бережное отношение к окружающему миру; вовлечь в процесс работы родителей, детей группы.

В настоящее время прогулочная площадка оснащена новыми объектами, пригодными для игры, созданы условия для отдыха, для физического развития детей, для формирования у дошкольников  представлений о профессии «Повар» и смежных с ней профессиях; созданы тематические центры: центр сюжетно-ролевых игр, центр художественно-эстетического развития, спортивный центр, познавательный центр; пространственная среда участка создаёт условия для развития личности ребенка; родители и воспитанники группы принимают активное участие в оснащении прогулочной площадки.

Сейчас мы подробнее остановимся на каждом атрибуте, дидактической игре, упражнениях и декорациях на нашей прогулочной площадке.

Стенд дидактических игр предназначен для наглядного представления детям различного дидактического материала и регулярности закрепления выбранных тем. Стенд представляет собой горизонтальное полотно размера 75см*1,22см, который закреплен на деревянные вертикальные треугольные ножки. Изготовлен он из прессованной фанеры и деревянных брусков. На полотне располагается чехол из клеёнки с шестью карманами, размерами 15см*31см. Карманы расположены в два ряда. В первом ряду расположены три кармана для дидактических игр. Во втором ряду расположены карманы с альбомами:

– альбом «Национальные блюда мира»;

– альбом «Интерьеры детских кафе»;

– альбом «Картотека веселых загадок».

Экокафе представляет собой каркас дома с размера 100см*1,20см*100см, который расположен на территории прогулочной площадки. Крыша и две боковые стороны покрыты поликарбонатом, а две остальные стороны сквозные. В центре экокафе располагается столик, где дети могут изготовить различные коктейли, смузи, травяные чаи, соки и т.д.

Далее на территории прогулочной площадки располагается семейное кафе – два столика, изготовленные из березового бруса, диванчик, который сооружен из паллет, рутарий – мальчик и девочка из небольших бревен. Территория экокафе огорожена небольшими камнями, выкрашенными в разные яркие цвета.

Русская печь, которая является неотъемлемым атрибутом. Печь изготовлена из прессованной фанеры и деревянных брусков, размерами 1,20см*1,20см*60см, она является отличной декорацией для постановки различных сказок, спектаклей, сюжетно-ролевых игр и т.д. Возле веранды расположен паровоз с вагончиками в виде клумб с различными красивыми и яркими цветами.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания является игра с предметами. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего пространства.

Мы создали многофункциональный стол, который используется детьми в самостоятельной деятельности, а также в сюжетно-ролевых играх. Он вызывает интерес и побуждает к многократному использованию. Одновременно в игре могут принимать участие до 5 человек. Целью игры является формирование у детей представлений о профессии повара, а задачей – развивать мелкую и крупную моторику. Данная игра представляет собой стол (В59см* Ш60см* Д110см), на поверхности которого расположена четырехконфорочная плита с выключателями, рабочая зона с разделочными досками, лоток для столовых приборов и кухонных принадлежностей, лоток для специй, муляжи (фрукты, овощи, продукты питания). Дополнительно к многофункциональному столу изготовили атрибуты для дидактических упражнений.

Физические нагрузки полезны для детского организма: они улучшают координацию движений и укрепляют организм в целом. Без сомнений, на летней площадке должны быть игры, которые удовлетворят потребность детей в физическом развитии. Наш яркий улыбчивый жираф в колпаке повара вызывает неподдельный интерес у детей. Изготовлен он из фанеры, на его длинной шее прикреплено баскетбольное кольцо, а яркие мячи подобраны в тематике нашей площадки (арбуз, апельсин, яблоко). Целью данной игры является развитие точности глазомера и ловкость рук.

Дети с восторгом забрасывают мячи и радуются своим победам.

Интересной идеей стало создание картотеки со сказками разных стран народов мира. В картотеку вошли сказки с яркими иллюстрациями, в которых описывается не только жизнь разных народов, но и их культура питания, рецепты с приготовлениями различных национальных блюд:

– «Гуси лебеди»;

– «Как курочка хлеб испекла»;

– «Скатерть самобранка»;

– «Каша из топора»;

– «Три медведя»;

– «Маша и медведь»;

– «Сладкая каша»;

– «Лиса и журавль» и многие другие.

Прочтение сказок помогает обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную устную речь, формирует образное мышление. Также для создания дизайн-интерьера на площадке были созданы атрибуты, которые соответствуют тематике данного проекта: макет большой поварёшки из фольги высотой 90 см, повар из фанеры высотой 111 см, 4 ярко-оранжевых плафона выполнены из перевернутых салатников, лампочки для плафонов заменили грушами, что послужило созданию альбома «Веселые загадки».

Многофункциональный модуль «По сторонам знаний». По сторонам этого модуля будут размещены картинки с изображениями разных видов посуды.

Дидактическая игра «Овощи на тарелках», цель которой – учить сравнивать множества путем наложения, уравнивать множества, соотносить объекты по цвету. Оборудование: пластмассовые тарелки 5 цветов, овощи (бутафория). Педагог предлагает детям разложить на столе тарелки разного цвета. Варианты заданий: положить на каждую тарелку овощ такого же цвета; положить столько же овощей, сколько тарелок; положить овощей меньше, чем тарелок; положить овощей больше, чем тарелок.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам», здесь целью является закрепить названия цвета, фруктов и овощей, развивать память. Нужно внимательно изучить, какие продукты есть, рассортировать их по цветовой гамме. Материал – пластмассовая корзина, цветные пластмассовые тарелки, муляжи фруктов и овощей. Ребятам предлагают посмотреть, какие продукты есть. Нужно правильно определить овощ или фрукт и указать, какого он цвета. Дети из корзины берут продукты, раскладывают их в тарелки. Цвет тарелки и продукта должен совпадать: слива – фиолетовая тарелка, помидор – красная, огурец – зеленая.

Дидактическая игра «Скатерть-самобранка», цель которой – развивать внимание, умение быстро сосредоточиться, расширять словарный запас у детей. Материал – игрушечный чайный сервиз, игрушечные столовые приборы, клеенчатая (тканевая) скатерть, кусочек пирога (муляж), кекс (муляж), ватрушка (муляж). Ведущий предлагает детям рассмотреть, что находится на столе и запомнить. Затем накрывает стол скатертью и просит детей закрыть глаза, убирает один или два предмета. Далее по сигналу дети открывают глаза и отгадывают предметы, которые отсутствуют на столе.

Дидактическое упражнение «Готовим обед». Вокруг импровизированной кухни рассаживают игрушки, объясняют, что они любят кушать определенные блюда, которые нужно приготовить. Для омлета нужно поставить на плиту сковороду, торт запекается в духовке, салат можно просто нарезать. Игроку нужно правильно выбрать посуду в зависимости от того, какое блюдо готовится, правильно пройти этапы «приготовления» и подать еду на тарелке любимой игрушке.

Дидактическая игра «Сервируем стол», здесь целью является развитие внимательности. Задачи: развивать зрительное восприятие, закреплять знания о столовых приборах, активизировать словарь по теме «Посуда, столовые приборы, сервировка». Участникам объясняют, что на столе перед вами будут темными очертаниями обозначены места предметов (тарелка, ложка, вилка, нож). Необходимо расставить посуду на столе в соответствии с тенями. Победитель оценивается по скорости и правильности сервировки.

Дидактическая игра «Чего не хватает?», целью является развитие внимательности. Задачи: развивать умение определять составляющие и замечать недочеты, формировать умение выделять части предметов, развивать внимательность, мышление, активизировать словарь. Материал – карточки с изображениями посуды. Дидактическое упражнение на тему начинается с прочтения сказки «Федорино горе», где она разбила посуду. Потом показываются картинки с тем, чтобы определить, чего не хватает у посуды, например, носика – у чайника, ручки – у чашки и т.д.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру», здесь целью является формирование элементарных математических навыков. Задачи: развивать умение сравнивать предметы по величине, развивать мышление, логику, зрительное восприятие. Игровая задача – рассортировать предметы по размерам. Материал – мешочек, маленькие карточки лото с изображением посуды. Из мешка игрок вытягивает карточки лото с изображением посуды. Их нужно выложить в ряд, в зависимости от размера: от больших к маленьким. Сначала на столе лежит одна фишка. Каждый участник вытягивает новую «тарелку» и кладет ее в соответствии с порядком.

Дидактическая игра «Свари борщ», целью является формирование у детей представлений об овощах и фруктах и ягодах. Задачи: обогащать словарный запас, закрепить понятия «суп» и «компот», развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание, закреплять у детей знания об овощах, фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды», формировать представление об особенностях внешнего вида, о том, где они растут. Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот» и размещает на них фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ» – овощи, на кастрюле с названием «Компот» – фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Другой способ – воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку или муляж плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или борщ? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в борщ – овощи). Следующий вариант – воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Борщ» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему. Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот». Варианты заданий: одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке; рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Дидактическая игра «Варенье», целью является закрепление у детей знаний о названиях фруктов, ягод, умение пользоваться обобщающим словом «фрукты», «ягоды». Задачи: формировать у детей умение образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным, закреплять названия ягод и фруктов, активизировать словарь. Перед детьми раскладываются картинки с изображениями баночек с вареньем и ягод, фруктов. Детям необходимо назвать, как называется варенье (подобрать прилагательное) к предложенным ягодам и фруктам. Необходимо разделить на две группы фрукты и ягоды. Усложнение игры – на баночках с вареньем указана цифра от 1 до 5. Детям необходимо разложить количество ягод или фруктов, соответствующих цифре.

Дидактическая игра «Варим кашку», здесь дети знакомятся с различными видами круп и названиями каш. Задачи: активизировать словарь, развивать внимательность, формировать умение образовывать прилагательные от существительных. Перед детьми находится альбом с изображениями круп и баночки с соответствующей картинкам крупой, детям необходимо найти это соответствие и назвать кашу, которую варят из этой крупы. Если ребёнок затрудняется ответить, воспитатель помогает, приводя примеры (горох-гороховая, гречка-гречневая, перловка-перловая и т.д.).

Дидактическая игра «Собери картинки», целью которой является формирование у детей представлений о целостном образе предмета. Задачи: учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путём прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи, правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие. Воспитатель выкладывает перед ребенком картинку, разрезанную на 3-4 части. Дает ребенку время рассмотреть части, затем спрашивает: «Как ты думаешь, что изображено на картинке?», просит ребенка собрать из частей целую картинку, предлагает ребенку показать и назвать только овощи (только фрукты, только ягоды, изображенные на картинке).

Игра-шнуровка «Овощи и фрукты». Цель – развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики рук. Задачи: развивать память, внимание, мышление, восприятие, воображение, формировать навыки шнуровки (шнурование и завязывание шнурка); воспитывать усидчивость, целеустремлённость, способствовать развитию логического мышления, знакомить с разновидностью овощей, фруктов и ягод, закреплять знания основных цветов и их оттенков, способствовать общению и развитию речи.

Дидактическая игра «Разложи фрукты и овощи по корзинам». Цель – закрепление у детей знаний о фруктах и овощах. Задачи: развивать словесно-логическое мышление, умение группировать овощи и фрукты, сравнивать, обобщать; развивать мышление, речь, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику пальцев. Детям предлагается рассмотреть игру, они вспоминают название овощей и фруктов, выделяют особенности внешнего вида. Предложены 2 корзины: одна для фруктов, другая для овощей. Приготовлены маленькие картинки овощей и фруктов. Дети берут любую картинку с изображением овощей, фруктов и кладут их в соответствующую корзину, комментируя все свои действия.

Дидактическая игра «Найди пару». Цель – развитие внимания, понятий один – много. Задачи: закрепить умение детей различать название фруктов, учить называть цвета. Посередине стола раскладываются картинки фруктов. Дети вместе рассматривают их, указывают названия фруктов, чем похожи и чем различаются (цветом). Затем дети двумя руками перемешивают картинки фруктов. Каждый игрок выбирает себе картинку какого-либо фрукта и находит ему пару. Игра заканчивается, когда дети подберут все пары правильно. Побеждает игрок, который соберет больше всех пар.

Дидактическая игра «Кто что ест?». Цель – закрепление знаний детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные. Задачи: развивать мышление, внимание; речь, а также мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным. Играть можно двумя способами: 1. Подбирать животному угощение, например, «Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?» 2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковка, кто любит есть морковку, кого накормим морковкой?»

Таким образом, можно сделать вывод, что такое оригинальное благоустройство летней площадки на территории дошкольного образовательного учреждения оказывает как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень развития ребенка, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Именно такое благоустройство решает задачи познавательного, эстетического, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с профессиями: повар, кулинар, кондитер; комфортных условий для прогулок детей. Оборудованная территория участка позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада.

Количество просмотров: 6015  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы