Опыт работы с дистанционными образовательными технологиями в рамках занятий по музыкальным дисциплинам

 
 

Голубева Анастасия Игоревна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Опыт работы с дистанционными образовательными технологиями в рамках занятий по музыкальным дисциплинам

2020 год ознаменовал новую эру в сфере образования, культуры, спорта, да и в целом, стал переходным. Пока мы еще не поняли, к чему мы движемся, но резкие вынужденные изменения затронули каждого человека.

Система образования всегда модернизируется, адаптируясь к требованиям современного мира. Дистанционные технологии, как одна из форм организации образовательной деятельности, уже использовалась. Некоторые педагоги описывали эти технологии только в теории, другие достаточно системно и даже успешно их реализовывали. Но когда возникла необходимость в полном переходе на дистанционное образование, возник ряд проблем:

– Как быть с незаменимым личным общением?

– Как удержать внимание младших школьников?

– Сколько должно длиться занятие?

– Почему нет общих норм и регламентов?

– Как заниматься, если у семьи нет технических возможностей для обеспечения образовательного процесса?

Эти и многие другие вопросы возникли в головах у тысяч педагогов и миллионов родителей по всей стране. Появилась острая необходимость мобильно перестраиваться на новую систему и продолжать работу с детьми. Некоторые вопросы решались в процессе обучения, но для некоторых потребовались специальные знания и умения.

Я являюсь педагогом дополнительного образования. Веду занятия по аккордеону, фортепиано и музыкальной литературе в Центре внешкольной работы «Галактика». Первое время мне было трудно представить возможность полного перехода на дистанционное обучение. Ранее в своей практике я уже использовала элементы дистанционной работы, такие как: ведение группы во ВКонтакте с необходимым тематическим аудио- и видеонаполнением, консультирование по видеосвязи во время домашнего музицирования учеников в целях контроля здоровой посадки за музыкальным инструментом.

Когда задумываешься о проведении занятий по специальному инструменту – фортепиано и аккордеону, возникает опасение, связанное с невозможностью научить ребенка играть красивым звуком. Правильно поставить игровой аппарат учащегося практически невозможно без прикосновений к рукам. Но начало режима самоизоляции совпало с началом последней учебной четверти, когда даже дети первого года обучения уже имели достаточно большой багаж знаний и неплохие практические навыки. С такими ребятами дистанционное обучение оказалось реальным благодаря видеозвонкам и определенной материальной базе.

Материальная база – важнейшая составляющая процесса дистанционного обучения. И она – первое, что необходимо обеспечить педагогу и семьям учащихся. Материальный минимум каждого учащегося и мой составлял:

– смартфон со стабильным интернетом;

– штатив/подставка для смартфона или компьютера;

– музыкальный инструмент;

– ноты.

Хочу отметить, что ноты и инструмент необходимы педагогу так же, как и учащемуся, ведь семилетнему ребенку мало объяснить словами, обязательно нужно показать, как сыграть то или иное место в произведении, сформировать слуховой опыт.

Следующим важным фактором при организации форм образовательной деятельности является вовлеченность родителей. Занятия с детьми младшего школьного возраста просто невозможны без их участия! Они не обязаны присутствовать на онлайн-занятии, но помощь в его организации необходима. Лояльность родителей – залог успеха дистанционного образования. Очное обучение тоже подразумевает работу с родителями, но дистант с этим просто не сравнится! Огромным подспорьем стало то, что в течение трех «обычных» учебных четвертей работа с родителями велась, и контакт уже был налажен.

С детьми среднего и старшего школьного возраста можно заниматься не только в формате видеозвонков. Для них оказались актуальны готовые видеоуроки. В домашних условиях я делала запись мастер-классов с подробным разбором произведения. Я играла пьесу целиком в оригинальном темпе, в замедленном, записывала отдельные сложные фрагменты с комментариями к работе над ними и упражнения, помогающие преодолеть определенные технические сложности. Учащиеся в ответ записывали свои результаты в соответствии с заданными мной требованиями. Преимущество подобной работы заключается в том, что ребенок может множество раз пересматривать нужные ему видеофрагменты и усваивать новую информацию в своем темпе.

Теоретическая составляющая курса обучения игре на музыкальном инструменте – это важный аспект для формирования творческой личности. Учеников обязательно развивать не только в исполнительском направлении, они должны погружаться в историю музыки, расширять кругозор. Поэтому я подбирала для детей профессиональный качественный видеоконтент и интересные тематические публикации в интернете.

Для того, чтобы суметь грамотно и качественно донести информацию до детей в условиях дистанционного обучения, я стала искать специализированные курсы. И нашла. Прогрессивные люди организовали вебинары, практикумы и целые программы для обучения педагогов работе в новом формате. Эта черта и должна отличать современного педагога – мобильность и прогрессивность.

В первые же дни самоизоляции мне посчастливилось попасть на два таких курса. Один из них был рассчитан на общие знания работы с ИКТ, другой раскрывал тонкости работы в новом формате именно с музыкантами. Что было удивительно, на общем курсе встречались люди, которые даже не знали, как установить WhatsApp. Но они не побоялись разобраться, научиться и пойти дальше, освоить и другие платформы и повести за собой своих учеников! Мы все знаем заветные слова: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Ведь каждая новая форма работы требует новых знаний. И если мы научимся сами, то мы научим детей и сможем научить их родителей пользоваться интернет-ресурсами, мессенджерами, видеочатами. А в чем-то и они станут для нас учителями.

Новосибирский городской открытый колледж организовал трехдневный курс «Цифровизация образовательного процесса: методики, технологии, инструменты», который оказался максимально интенсивным.

За 36 часов нам рассказали, как создать электронную почту, как установить приложение WhatsApp на телефон, как вести группу во Вконтакте, какие есть бесплатные платформы для видеоконференций и как ими пользоваться, поделились новейшими авторскими методиками дистанционного обучения. Социальные партнеры колледжа предоставили возможность бесплатно использовать их ресурсы. Так, участникам вебинаров дали ссылку для бесплатного скачивания программы Movavi Screen Recorder, которая позволяет делать запись экрана компьютера, что в свою очередь может разнообразить и иллюстрировать запись вашей видеолекции. Занятия вели кандидаты наук, профессора и доценты разных научных сфер, люди, практикующие дистанционное обучение.

По окончании курса всем участникам предоставили презентации спикеров.

Как педагогу, который проводит занятия по аккордеону и фортепиано, для меня оказалась очень актуальна лекция Горбачёва Андрея Александровича – профессора, заведующего кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных. В его лекции раскрывались проблемы, возникающие только в процессе игры на музыкальных инструментах в рамках онлайн-занятия.

Андрей Александрович часто гастролирует, поэтому много лет проводит видеозанятия с учениками разного возраста – от младших школьников до выпускников консерватории. Благодаря ему я осознала, что работать над тонкими динамическими оттенками в новом формате почти невозможно, ведь камера искажает звук. И вместо того, чтобы требовать от своих учащихся гротескного исполнения «громко-тихо», мы обговаривали динамику в теории.

Важным фактором в дистанционных занятиях стало обсуждение проблемы задержки интернет-сигнала. В кабинете педагог и ученик взаимодействуют «в моменте». Педагог может сделать замечание во время игры, остановить на нужном такте и быстро проработать нужный музыкальный отрезок. В видеорежиме это невозможно, т.к., во-первых, когда до педагога доходит звуковой сигнал, ученик у себя дома уже играет следующий такт, а во-вторых, звуковой сигнал «забивается», если одновременно играть и говорить. Именно поэтому с ребенком в начале каждого занятия необходимо установить правила. Мы с детьми придумывали условные сигналы для остановки игры, продолжения, повтора. А под рукой у меня всегда был блокнот, чтобы записать места, нуждающиеся в работе, чтобы не забыть к ним вернуться после исполнения произведения ребенком. Такие, на первый взгляд, простые советы помогли мне и моим учащимся достойно и эффективно преодолеть трудности дистанционного обучения.

После повышения квалификации в области цифровых технологий у меня сформировались новые профессиональные компетенции. Благодаря этому в формате дистанционного образования появилась возможность увлечь детей и подростков своими занятиями еще больше. Мне открылись новые разнообразные формы проведения занятий, и возникла идея – дать подросткам самое ценное для них – общение со сверстниками. И пусть это общение будет в рамках моей программы, но ребенок не будет оторван от общества. В рамках предмета «Музыкальная литература» мои занятия заиграли новыми красками. Так появились тематические статьи на платформе ВКонтакте. Особенность этих статей заключается в их содержании. Они включают в себя не только необходимые теоретические сведения, но также интересные факты о композиторах, имена известных исполнителей Новосибирска, России. Статьи подкреплены ярким зрительным рядом: портреты композиторов, фотографии известных дирижеров, иллюстрации, передающие настроение изучаемого произведения. Текст сопровождается аудиофайлами по теме занятия, и детям не приходится искать их в отдельных источниках. Видеоотрывки опер, симфонических концертов дополняют учебный материал и делают его более наглядным и запоминающимся. А для самых пытливых умов я оставляю гиперссылки на различные интернет-источники для углубления темы занятия.

Когда я творчески подошла к подготовке занятий нового типа, то заметила, что дети отзываются тем же. Они стали иллюстрировать свои домашние задания, добавлять на личные странички в интернете симфонические произведения и писать о них отзывы!

Отлично сработал и наш общий чат. Всегда есть те дети, у которых горят глаза, и дети, которых необходимо как бы «подталкивать» в обучении. В общем чате активные дети были двигателем прогресса – они первыми отправляли домашние задания, чем очень мотивировали своих друзей. Я долго думала, в каком формате провести итоговую викторину, и в этой ситуации нас тоже выручил чат. На своем компьютере я включала нужную композицию и записывала ее в WhatsApp голосовым сообщением, а через несколько секунд ее удаляла. Таким образом, у ребят не было возможности бесконечно слушать, музыку, долго раздумывая: «Что же это звучит?», и мы онлайн смогли организовать качественную диагностику знаний почти так же, как и в учебном кабинете.

Не только классические методы работы с детьми дали положительный результат. В группе ВКонтакте я создавала разнообразные неформальные викторины с целью общения детей внутри творческого объединения. Некоторые родители тоже с интересом участвовали в наших творческих экспериментах.

Особое внимание следует уделить графику дистанционной работы. В условиях удаленного режима очень легко перейти в постоянный онлайн-формат. Видеозанятия, запись лекций, подготовка видеоразбора пьес, написание статей, поиск актуальной и интересной информации, ученические чаты, разговоры и переписки с родителями, ответы на вопросы, разъяснение заданий, проверка письменных работ – на все это уходит очень много времени, особенно в самом начале, когда еще не выработана определенная система и очередность. В некоторые дни я работала с самого утра и откладывала телефон далеко за полночь. И это выматывает. Но для того, чтобы вдохновиться на поиск новых форм работы необходима энергия, необходим отдых и досуг. Поэтому, даже находясь у себя дома, важно создать рабочее пространство и зону отдыха, зону без гаджетов. Также важно понимать, если в 23 часа ночи написал родитель, или ребенок отправил задание, это не значит, что необходимо сию минуту его проверить и ответить на сообщение. Нужно включить офлайн и заняться теми вещами, которые утром снова помогут быть энтузиастом, творцом, вдохновителем и первооткрывателем!

До сих пор остаются вопросы: «а что, если…?».  А что, если придется обучать детишек с самого первого занятия онлайн? А что, если не удастся сформировать игровой аппарат без тактильного контакта? А что, если система образования не решит вовремя все вопросы… Но хочется быть оптимистом и вынести из такого необычного опыта то новое, что мы смогли открыть в себе и в детях. На мой взгляд, сегодня необходима модернизация образовательной деятельности. Нам нужны современные образовательные платформы, которые могут стать основой для системного внедрения в образовательную практику наиболее эффективных форм дистанционных образовательных технологий.

 

Количество просмотров: 6307  

Комментарии

Уважаемая коллега! Я веду кружок гитаристов в ДДТ. И так же, как вы, вынужден осваивать дистанционную форму урока. С большим интересом прочитал вашу статью. Согласен с вашей оценкой роли родителей в этой ситуации. Добавлю, что, родители, помогая технически проведению урока, получают хорошую возможность познакомиться с методами педагога, его требованиями и т. д. Воспользуюсь вашим советом по поводу условного знака для остановки ученика.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
2. Опыт работы с дистанционными образовательными технологиями в рамках занятий по музыкальным дисциплинам
3. Конкурсная деятельность как залог успешного творческого развития
4. Индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ на музыкальных занятиях
5. Изучение виртуальной и дополненной реальности в учреждении дополнительного образования
6. Современные подходы, способы и технологии в сфере дополнительного образования детей
7. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
8. Дистанционная работа Планетария в период карантина
9. Время выбрало нас: опыт организации дистанционного обучения
10. Игровые технологии на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. Воспитание социальной ответственности учащихся на примере организации районных массовых дел и мероприятий
12. Метафора как средство педагогического воздействия на занятиях по народно-сценическому танцу с детьми младшего школьного возраста
13. Роль дополнительного образования в процессе раннего патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Опыт реализации социально-педагогических проектов
14. Путешествие по песням Великой Отечественной войны 1941 – 1945. Наше наследие
15. Мозги должны работать!
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы