Игровые технологии на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Игровые технологии на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

Игра – это то, что сопровождает человека всю его жизнь, наполняет особым смыслом, радостью, азартом и интересом. Играть человек начинает с самых ранних лет и продолжает до тех пор, пока сохраняется интерес к жизни. В обучении использовать игровые технологии необходимо. Как преподаватель я вижу, насколько оживляются мои ученики, когда я произношу «сегодня у нас будет интересная игра». Время для них проходит незаметно, они действительно вовлекаются в учебный процесс, запоминание происходит легче и естественнее, общение между всеми участниками коммуникации становится более непосредственное и доброжелательное. Как родитель я слышу, с каким энтузиазмом мои дети рассказывают про новую учительницу, которая играла с ними на уроке в игры. Как участник семинаров, курсов я сама чувствую, насколько оживляется беседа, когда ведущий использует игровые технологии. Такие мероприятия надолго запоминаются.

Использование игр, конечно, должно быть уместно, дозированно и правильно рассчитано в соответствии с драматургией урока. Если применять игру слишком часто, она может немного потерять свое значение и влияние на учащихся. Игровые технологии я обычно использую, когда вижу, что дети немного устали или хочу проверить, насколько материал им запомнился и в какой степени они могут оперировать пройденными понятиями.

Игры воспринимаются с интересом не только малышами, но и более старшим поколением, которое хотя и хочет казаться серьезным и умудренным своим более весомым жизненным опытом, тем не менее также азартно включается в игру. Есть, конечно, редкие случаи, когда дети неохотно участвуют в игре, но я истолковываю для себя это скорее как проявление стеснительности, чем нежелание участвовать в игровой деятельности.

Одна из игр, которая помогает проверить запоминание нового материала – это «Загадки на доске» модификация «Кластера» из технологии развития критического мышления. Когда мы уже познакомились с новой темой и обсудили ее, я предлагаю детям выходить к доске и загадывать слова, которые тем или иным образом связаны с темой урока. Например, мы знакомимся с творчеством композиторов Алябьева, Гурилева, Варламова. Если сначала никто не проявляет инициативы в загадывании слов, то первую загадку пишу на доске я. «Соловей». Тут же я вижу лес рук. «Это романс Алябьева», – звучит ответ. Отгадавший или кто-то по желанию выходит к доске и загадывает следующее слово. «Крепостной». Вновь звучат ответы и игра продолжается. Кстати, ее значительно оживляют баллы, которые ответившие и загадывающие получают за ответы. Это игра помогает в запоминании учебного материала, а также учит детей кратко формулировать загадки и давать верное определение.

Не теряет своей актуальности для ребят старая добрая тризовская «данетка». Она особенно уместна для проверки запоминания темы. Так, например, познакомившись со средствами музыкальной выразительности я предлагаю детям поиграть, а заодно выясняю для себя, насколько хорошо они поняли и запомнили этот материал. Предварительно вспомнив все средства музыкальной выразительности, я загадываю ребятам одно из них, напомнив правила игры в «данетку». Они могут задавать мне вопросы, на которые я отвечаю только «да» или «нет». Вопросы они должны формулировать так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Тот, кто дал ответ, но не угадал – выбывает из одного раунда игры. Например:

– Это средство, от которого зависит сила звука?

– Нет.

– Окраска звука?

– Нет.

– Оно связано с аккордами и их последовательностью?

– Нет.

– Связано со скоростью исполнения музыкальных произведений?

– Да.

– Это темп.

Ответ верный, и следующим загадывает тот, кто правильно отгадал слово. Эта игра полезна своим свойством формировать у детей умение задавать вопросы, формулировать определения.

Очень интересна для ребят игра «Верно-неверно», причем увлекательным для меня как преподавателя, становится задание учащимся в свою очередь загадать вопрос с ошибкой и правильно интерпретировать ответ. Например, познакомившись с темой «Музыкальные жанры», я обращаюсь к ребятам с предложением поиграть в такую игру, где будут верные утверждения и неверные. Мы делимся на две команды, и та команда, которая наберет больше баллов, отвечая на мои вопросы, в свою очередь будет загадывать верные и неверные утверждения и вместе с преподавателем оценивать ответы другой команды. Например:

– Гобой – это медный духовой инструмент.

– Неверно.

– Флейта обладает самым высоким голосом из деревянных духовых инструментов.

– Верно.

– В переводе слово «фагот» означает «вязанка дров».

– Верно.

И т.д. Таких вопросов в каждом раунде может быть 5-7, а всего раундов 2-3. Однако нужно приучать детей давать ответы, подняв руку, чтобы в классе не было ненужного шума и, учитывая азарт игры, напоминать и всячески поощрять проявления доброжелательности ребят к участникам другой команды. Эта игра, как и другие, развивает в детях скорость реакции, умение задавать вопросы, формулировать, а также проверяет степень запоминания учебного материала.

Еще одна увлекательная игра, которая может быть использована как в индивидуальном, так и командном соревновании – это «Угадайка». Сначала преподаватель, а потом угадавший ребенок или кто-то по желанию, загадывает какое-то понятие из пройденного материала от собственного лица, не называя его напрямую. Например:

– Я – музыкальный инструмент из семейства струнно-щипковых. У меня шесть, но бывает и семь, струн. Я могу и солировать, и аккомпанировать. Страной, в которой я получил большое развитие, стала Испания. Я – участник практически всех музыкальных стилей, особенно популярен в рок-музыке.

Звучит ответ: «Это гитара». Применение этой игры для меня особенно ценно не только тем, что дети учатся задавать вопросы, формулировать определения, но и развивают артистизм, а также умение работать в команде.

Использование игр на уроках помогает детям лучше запомнить учебный материал, оптимизирует социальные отношения в группе, развивает их мышление, внимательность, активность, скорость реакции, умение работать в коллективе, артистизм, речь и многое другое. И самое главное: наполняет процесс обучения радостным смыслом, к которому хочется возвращаться снова и снова.

Использованная литература

1. Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М., Вита-пресс, 2001. – 88 с.

2. Гин А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. – М., Вита-пресс, 2016. – 120 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003

4. Калинина Г. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып 1. – Калинин 2011. – 16 с.

5. Критическое мышление // https://4brain.ru/critical/

6. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. – 207 с.

7. Сараева С. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств. // http://io.nios.ru/articles2/90/9/igry-s-ispolzovaniem-triz-tehnologiy-na....

Количество просмотров: 5159  

Добавить комментарий

Target Image
1. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
2. Опыт работы с дистанционными образовательными технологиями в рамках занятий по музыкальным дисциплинам
3. Конкурсная деятельность как залог успешного творческого развития
4. Индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ на музыкальных занятиях
5. Изучение виртуальной и дополненной реальности в учреждении дополнительного образования
6. Современные подходы, способы и технологии в сфере дополнительного образования детей
7. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
8. Дистанционная работа Планетария в период карантина
9. Время выбрало нас: опыт организации дистанционного обучения
10. Игровые технологии на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. Воспитание социальной ответственности учащихся на примере организации районных массовых дел и мероприятий
12. Метафора как средство педагогического воздействия на занятиях по народно-сценическому танцу с детьми младшего школьного возраста
13. Роль дополнительного образования в процессе раннего патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Опыт реализации социально-педагогических проектов
14. Путешествие по песням Великой Отечественной войны 1941 – 1945. Наше наследие
15. Мозги должны работать!
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы