Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексическим темам

 
 

Анисова Лариса Федоровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Картотека пальчиковых игр для дошкольников по лексическим темам

Важная роль в развитии речи дошкольника отводится пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит замечательное высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.

Цель пальчиковых игр: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

– Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

– Совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

– Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

– Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Хочу предложить вашему вниманию картотеку пальчиковых игр по лексическим темам, которую очень удобно использовать в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Тема «Воспоминания о лете»

Вот за что люблю я лето? (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре – это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето! (прижать руки к груди крест-накрест)

«Детский сад»

В нашей группе все друзья, (сжимать и разжимать пальцы)

Самый младший – это я. (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Это Маша, Это Саша,

Это Юра, Это Даша.

«Овощи»

Мы капусту рубим! (2 раза) (имитируем соответствующие движения)

Мы капусту режем! (2 раза)

Мы капусту солим! (2 раза)

Мы капусту жмем! (2 раза)

Мы морковку трем! (2 раза)

«Фрукты»

Будем мы варить компот, (имитация соответствующих движений)

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ!

«Осенний лес»

Ветер по лесу летал, (волнообразные движения руками)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибают пальчики, начиная с большого)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.  (спокойно укладывают ладони на стол)

«Грибы, ягоды»

Топ-топ – пять шагов, («шаги» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов: (переплести пальцы обеих рук, большие пальцы - ручка), (показать 5 пальцев правой руки)

Мухомор красный – гриб опасный. (загибать пальцы рук, начиная с мизинца)

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (соединив большие пальцы рук, помахать пальцами)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей.

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (соединив большие пальцы, помахать ладошками)

Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица)

«Игрушки»

На большом диване в ряд (хлопают в ладоши и кулачки)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальцы)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно все пальцы)

Помогаем нашей Тане (попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками)

«Дом. Квартира»

На горе мы видим дом, (изобразить домик)

Много зелени кругом, (волнообразные движения кистями рук)

Вот деревья, вот кусты, («показать» деревья, кусты)

Вот душистые цветы. (пальцами «показать» бутон)

Окружает всё забор, («показать» забор)

За забором – чистый двор. (погладить ладонями стол)

Мы ворота открываем, («открываем» кистями ворота)

К дому быстро подбегаем, (пальцами пробежаться по столу)

В дверь стучимся: «Тук–тук–тук!» (постучать кулаком по столу)

Кто–то к нам идёт на стук, (приложить ладонь к правому уху)

В гости к другу мы пришли (развести руки в стороны)

«Мебель»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы на руках, начиная с больших)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают руки)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с больших)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, (попеременно стучим кулачками и хлопаем в ладоши)

На кровати мы лежали. (положить ладошку на ладошку горизонтально)

А потом мы с котом (прижать ладони друг к другу вертикально)

Посидели за столом, (сжать руки в кулачки)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире. (сжимать – разжимать кулачки)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (чередовать хлопки кулачками и ладошками)

Мы посуду перемыли: (скольжение ладоней по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальцы, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (скольжение ладоней по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (чередовать хлопки кулачками и ладошками)

«Продукты питания»

Тесто ручками помнем, (сжимаем - разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем, (мнем тесто)

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками)

А верхушку сладким кремом (по плоскости стола)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко («крошим» пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай, (мешаем пальчиком правой руки)

В гости друга приглашай. (разводим руки в стороны)

«Человек. Части тела»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

«Одежда. Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять, (последовательно загибают пальцы)

Будем вещи мы стирать. (потираем кулачок о кулачок)

Платье, брюки и носочки, (загибаем пальчики, переходя на другую руку)

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем – их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)

«Зима»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили. (лепят, меняя положение рук)

Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе)

Очень гладкий (поглаживание ладоней)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (подбрасываем)

Два – поймаем, (ловим)

Три – уроним (роняем)

И … сломаем! (топаем)

«Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались (руки на столе ладонями вниз)

Дятлы, совы, воробьи, (загибать пальцы одной руки с переходом на другую)

Сойки, голуби, синицы;

Прилетели снегири. (ладони повернуты к себе, пальцы рук переплетены, ладони совершают колебательные движения)

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики одной руки)

Мы во двор пришли гулять. (пальчики «шагают» по столу)

Бабу снежную лепили, («лепим» колобки)

Птичек крошками кормили, («крошим»)

С горки мы потом катались, (имитация горки, скольжение другой рукой)

А еще в снегу валялись. (горизонтальные хлопки ладошек)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваемся)

Съели суп и спать легли. (имитация еды и сна)

«Новый год»

Приходили к ёлке (пальцы рук переплетены, большие соединены и подняты вверх)

Зайцы, (указательный и средний подняты вверх)

Белки, (указательный и средний чуть согнуты)

Волки, (соединить ладони, большие – вверх, указательные согнуть, остальные вытянуть вперед)

Новый год встречали (хлопки ладонями)

И подарков ждали. («хлопки» кулачками)

«Обитатели воды»

Морские животные

Жил да был один дельфин, (плавные движения влево – вправо перед грудью)

Два конька дружили с ним. (ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз).

Приплывали к ним киты, (загибать пальчики на обеих руках)

И акула, и моржи.

Те учили их считать: (сжимаем и разжимаем кулачки) 

Раз, два, три, четыре, пять.  (загибаем пальчики, начиная с большого)

«Домашние птицы»

Вышла курочка гулять, (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки – Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите, (гребущие движения двумя пальцами обеих рук одновременно)

Зернышки ищите.  (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.)

«Домашние животные»

Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз; разводить и соединять пальцы правой руки)

Всех зверей домашних знаю: (разводить и соединять пальцы левой руки)

Кролик, лошадь и коза, (называя животное поднимать и удерживать палец правой руки)

Кот, корова и свинья. (то же самое с левой рукой – по 4 животных каждой руки)

А еще баран с овцой,

Да верный пес – Помощник мой. (поднять большой палец пр. руки вверх, согнуть указательный, остальные вытянуть вперед – «собака»)

«Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу. (последовательно соединять пальцы обеих рук на каждое слово)

Здесь увидеть можешь ты (последовательно загибать пальцы)

волка и лису,

зайца и медведя,

белку и ежа.

Прячет всех надежно (закрыть глаза руками)

Лесная тишина. (поднести палец к губам)

«Профессии»

Много есть профессий знатных, (поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных. (сжимать-разжимать кулачки)

Повар, врач, маляр, учитель, (последовательно соединять все пальчики с большим)

Продавец, шахтер, строитель … (сжимаем – разжимаем кулачки)

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперед, ладошками вверх)

«Наша Армия»

Пограничником я буду, (сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках).

Чтоб границы защищать, (соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших).

И страна могла спокойно (разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев).

Крепким сном ночами спать. (соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим).

«Инструменты»

Мы пилили, (пилящие движения)

Мы рубили, (рубящие движения)

Громко молотком стучали, (постукивания кулачками)

Свежей краской покрывали. (движения руками вверх и вниз)

Мама очень нас хвалила (хлопают в ладоши)

И печеньем угостила. (поглаживают живот ладошкой)

«Весна. 8 марта»

Огромный букет (круг в воздухе обеими руками)

Нарисую я маме (имитация рисования кистью)

И с праздником женским (прижать руки к груди)

Поздравлю ее.

Пусть мамочку солнце (ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце»)

Согреет лучами.

И радостно птицы (большие пальцы переплетены, остальные совершают     колебательные движения – «птица»)

Поют для нее.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)

«Город. Улица»

Мы по городу шагаем, («шагают» пальчиками по столу)

Много видим, называем:

Светофоры и машины, (загибаем поочередно, начиная с большого)

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«Транспорт»

Ракеты летают, (имитация соответствующих движений)

Плывут корабли,

И едут по трассе грузовики.

В метро под землей

Электрички гудят,

По кругу спешат

То вперед, то назад

«Космос»

Руки вместе прижимаю, (прижать ладонь к ладони)

Ввысь ракету запускаю… (поднять руки вверх)

Пальцы все разъединю (опустить руки, ладони прижаты, пальцы развести)

И на солнце полечу! (пальцы соединить, поднять руки вверх, имитируя взлет ракеты)

«Растительный мир весной»

Как воздушный шар на ножке, (поставить кулачок на указательный палец правой руки)

Одуванчик у дорожки. (повернуть ладошки параллельно друг к другу, двигая вперед-назад)

Одуванчик – шарик белый. (сделать шарик, соединив пальчики)

Дунул я – и улетел он. (длинный выдох – губы трубочкой)

«Весна. Перелетные птицы»

На дворе весна – весна (хлопают в ладоши)

Солнышко пригрело, (поднимают руки вверх, разводят через стороны вниз)

Птички прилетели (руками машут как крылышками)

«Чик-чик-чик-чирик», (пальцы складывают в щепотку – «клюв», открывают, закрывают)

Распевают воробьи.

Весело летают (машут «крылышками»)

Зерна собирают («клюют» зернышки пальчиком по ладошке)

«Наша Родина»

Небо синее в России, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Реки синие в России.

Васильки и незабудки не растут нигде красивей. 

Есть и клены, и дубы, (руками изображают ветви деревьев)

А какие есть грибы! (двумя руками показывают «грибок»)

А ещё пекут в печи (хлопают, то одна ладонь сверху, то другая)

Вот такие калачи! (показывают большой калач)

«День Победы»

Когда приходит День Победы, (пальцы «шагают» по столу)

Цветут сады, цветут поля. (имитация бутона, раскрывающего лепестки)

Когда приходит День Победы, (пальцы «шагают» по столу)

Весною дышит вся земля. (руки в замке, поднимать пальцы и опускать)

Когда приходит День Победы, (пальцы «шагают» по столу)

То раньше солнышко встает, (ладони сложить вместе, пальцы развести в стороны)

И, как одна семья большая, (сжать ладони вместе)

Идет в колоннах наш народ. (пальцы «шагают» по столу)

Когда приходит День Победы, (пальцы «шагают» по столу)

Звучат и музыка, и смех, (улыбнуться)

И, поздравленья принимая, (сжать ладони вместе)

Мы тоже поздравляем всех! (развести руки в стороны)

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера (взмахи ладошками)

Полосатая пчела. (загибаем пальчики)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (круги из пальцев подносим к глазам)

Пожужжали, полетали, (взмахи ладошками)

От усталости упали. Бух! (руки на стол, ладошками вниз)

«Цветы на лугу»

Я ладошки округляю (соединить пальцы, округлить руки)

И друг к дружке прижимаю. (прижать ладошки)

Пальцы широко раздвину (раздвинуть пальцы)

И немного отодвину. (развести в стороны)

А теперь так подержу, (раздвинуть руки, имитируя цветок)

Вам цветочек покажу.

«Времена года»

Зимние месяцы: декабрь, январь

К ним не забудем добавить февраль (руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)

Весне отдаем март, апрель, теплый май (руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)

Для лета — июнь, июль, август давай (руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)

А если к нам в гости осень придет,

Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет! (имитируем сбор ягод в корзинку)

«Лето»

Вот и лето наступает, (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)

Всех на отдых приглашает. (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (круговые движения кистями; сложить ладони вместе, пальцы врозь – «солнышко»)

И на даче отдыхать (показать «домик»).

Количество просмотров: 5548  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы