Технологическая карта урока русского языка в школе для детей с нарушением слуха

 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Технологическая карта урока русского языка в школе для детей с нарушением слуха

Предмет: русский язык.

Класс: 8 класс (глухие).

Тема: Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

2. Способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике.

3. Воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Описание урока

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс(глухие)

Тема

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Автор урока

Чазова Юлия Владимировна

Образовательная организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа - интернат № 37»

МКОУ С(К)ШИ № 37

Район

Железнодорожный

Город/поселение

г. Новосибирск

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Время реализации урока

40 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

2. способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

3. воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Планируемые результаты

Предметные:

-умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

-умение находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме;

-умение применять теоретические знания на практике;

-умение формулировать собственное мнение и координировать его с мнениями других участников урока;

-умение оценивать личные достижения и достижения товарищей по решению учебных и познавательных задач;

Личностные:

-проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;

-положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

Метапредметные:

-уметь самостоятельно работать по плану, осуществлять самоконтроль;

-формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

-формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте.

Дидактическая структура урока

1. Организация начала урока.

2. Работа с дежурным звуком.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Подготовка к восприятию.

5. Актуализация опорных знаний.

6. Закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Информация о домашнем задании.

Дополнительная информация

-

Размер мультимедиа компонента

715 КБ

Вид мультимедиа компонента

Презентация

Ресурсы, оборудования и материалы

Мультимедийная система, компьютер, учебники, раздаточный материал с заданиями

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник. Ладыженская Н.Т.. и др. Русский язык для 8 класса.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://aujc.ru/texnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos/

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/obosoblennye-chleny-predlozheniya-znaki-prepinaniya.html  

https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/260-obosoblennyechleny

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах;

Репродуктивный метод(словесно-индуктивный)

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организация начала урока

Беседа

 

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Если всё готово, начинаем урок.

Проверяют готовность к уроку

Коммуникативные УУД: 

-слушать собеседника и понимать речь других; 

-договариваться с одноклассниками совместно с

учителем о правилах поведения и общения и следовать им. 

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно организовывать свое рабочее место; 

-настраивать себя на продуктивную работу; 

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Работа с дежурным звуком Аналитико-синтетический метод, метод работы над словом

-Скажите, какой сегодня дежурный звук?

-Старайтесь, говорите хорошо.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: 

-слушать собеседника и понимать речь других; 

-строить устное высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей;  

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с

предъявленной информацией; 

-настраивать себя на продуктивную работу.

Мотивация учебной деятельности. Эвристический метод (работа с предложениями)

-Перед вами на доске записан эпиграф.

-Что такое эпиграф?

-Прочитайте эпиграф урока. (за экраном)

«Знаки препинания служат нотами при чтении»

А.П.Чехов

-Как вы понимаете данное высказывание?

 

 

 

-К высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

 

-Прочитайте стихотворение и скажите, о чем оно? (за экраном)

Деревья в сумраке туманном спокойно спят,

досматривая сны,

в томительном предчувствии Весны...

Снежинки запоздавшие летят,

кружась в последнем зимнем танце,

Кусты - нагие оборванцы -

в предчувствии Весны за ним следят...

Скамейки тихо дремлют, ожидая

влюбленных, в парк спешащих на свиданья...

И мы живем, зимой утомлены,

Сердца каких-то смутных чувств полны

в болезненном предчувствии Весны...

Она в пути...

 

 

-Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку.

- Что мы сейчас сделали? (за экраном)

-Эпиграф-это небольшой текст в начале произведения для выражения основной мысли.

(слайд 1)

 

-  Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно.

-Стихотворение о весне.

 

слайд 2)

Устная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: в стихотворении мы поставили запятые, выделили деепричастный оборот, причастный оборот, а также назвали уточнение.

Познавательные УУД: 

- анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления; 

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать

их;  

- формулировать проблему; 

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

- слушать и понимать речь других; 

- оформлять свои мысли в устной форме; 

- высказывать свое предположение; 

Регулятивные УУД

- планировать свою деятельность на уроке; 

- определять последовательность действий на уроке.

Подготовка к восприятию Словесно-продуктивный метод

 

беседа

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сформулируйте его тему. (за экраном)

 

 

- Каковы же будут задачи нашего урока?

- Тема урока: Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

 

1. повторить виды обособленных членов предложений;

2. закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения. (слайд 2)

 

Познавательные УУД: 

- ориентироваться в своей системе знаний;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать

их; 

- формулировать проблему; 

- структурировать, систематизировать материал,

полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

- слушать и понимать речь других; 

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; 

- оформлять свои мысли в устной форме; 

- высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД: 

- планировать свою деятельность на уроке; 

- определять последовательность действий на уроке.

Актуализация опорных знаний Частично-поисковый (наглядно-дедуктивный) метод

- Какие члены предложения называются обособленными?

 

 

 

 

- Назовите известные вам обособленные члены предложения.

 

 

 

 

 

-Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

 

 

 

-Что относится к обособленным обстоятельствам?

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое уточняющие члены предложения?

-Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

-Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены.

 

-Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное.

 

-Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

 

 

-Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения

Познавательные УУД: 

- ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/незнания); 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других; 

- строить понятные для собеседника высказывания; 

- дополнять, уточнять высказанные мнения; 

- отвечать на вопросы учителя. 

Регулятивные УУД: 

- планировать свою деятельность в соответствии с

целевой установкой; 

- организовать выполнение заданий учителя.

Закрепление знаний Эвристический метод (выполнение упражнений) Творческий метод (работа с текстом)

1.Работа по карточкам. (письменно, самостоятельная работа)

-Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните. (за экраном)

Он, охотник, знал все тайны звериных и птичьих следов. Шагах в шести от него, у старого дерева, сидел молодой парень. Яблоки, сбиваемые сильным ветром, скатывались во двор. Он замер, увидев красоту весеннего леса.

Взаимопроверка.

 

2. А сейчас мы поиграем в игру 4-ый лишний. (устная работа)

-Прочитайте предложения, найдите лишнее и объясните.

А) 1.Здесь, в городе, снег тает быстрее.

2. Мы шли, утопая в песке.

3.Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов.

4.Все поднялись рано, с зарей. 

Б) 1. Никто, даже волк, не мог поймать хитрого зайца.

2.Они тихо возились с лодкой, привязанной к корме.

3. Снег, быстро тающий на солнце, превращался в лужи.

4. Художник, волнуемый воспоминаниями, забылся.

В) 1.Гребцы бросили весла и, поставив парус, сами сели на дно шлюпки.

2. Сергей вышел и, кивнув мне, уселся рядом.

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

4.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

3. – Тест (самостоятельная работа)

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2.К обособленным членам предложения относятся

1) определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения;

2) имена прилагательные, причастия, имена существительные, деепричастия;

3) определения, причастные обороты, обстоятельства, деепричастные обороты.

3. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

4. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

5. Что относится к обособленным обстоятельствам?

1) деепричастный оборот;

2) одиночные деепричастия;

3) имена существительные с предлогом;

6. Что такое уточняющие члены предложения?

1) второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения;

2) главные члены предложения, которые служат для конкретизации значений других членов предложения;

3) части речи, которые служат для конкретизации значений других членов предложения.

- Самопроверка.  А сейчас я предлагаю вам проверить тест и поставить себе оценки.

-Назовите свои оценки. Почему такие оценки? (за экраном)

 

4. Творческая работа.

-Что изображено на картине? (за экраном)

-Перед вами текст.  Прочитайте его и скажите, понравился ли он вам?

Вот и пришла весна. Весной возвращаются птицы. На деревьях они устраивают свои гнезда. Все вокруг ожило. Все радуется весне.

 

-Ваша задача – сделать данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.

- Прочитайте текст с обособленными определениями и обстоятельствами. Каким получился у вас текст? (читают 2 человека)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Лишнее 2 предложение, т. к. оно с деепричастным оборотом, а остальные с уточняющими членами.

 

Б) Лишнее 1 предложение, т.к. в нем уточнение, а другие предложения с причастными оборотами.

 

 

В) Лишнее 4 предложение, т.к. в нем причастный оборот, а в остальных предложениях деепричастные обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ: 1.2); 2. 1); 3.2); 4.2); 5.1,2) 6.1)

0 ош-5, 1 ош-4, 2,3 ош-3

 

 

-Весенний пейзаж.

 

- Текст очень скучный и не передает красоту весеннего пейзажа.

 

 

 

 

 

Вот и пришла весна, прогревая промерзшую за зиму землю. Весной, в начале марта, возвращаются птицы. На деревьях, протянувших свои ветви к солнцу, они устраивают свои гнезда. Все вокруг ожило, предчувствуя приближение долгожданного лета. Все радуется весне, цветущей красавице.

 

Познавательные УУД: 

- формировать навыки поисковой

деятельности; 

- извлекать необходимую информацию из текста; 

- устанавливать причинно-следственные связи; 

- анализировать, сравнивать, делать выводы,

- планировать и осуществлять информационный поиск в

соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: 

- строить устное высказывание в соответствие с

коммуникативной задачей; 

- слушать и понимать речь других; 

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); 

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: 

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность; 

- оценивать свои учебные достижения, поведение; 

- работать по плану; 

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; 

- осуществлять самоконтроль; 

- делать выводы по результатам работы.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Беседа

-Вспомним высказывание А.П. Чехова. Прав ли писатель, «Знаки препинания служат нотами при чтении»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?

Выставление оценок за урок. (за экраном)

- Поделимся впечатлением о нашем уроке.

 

 

 

 

 

 

- Спасибо за урок! (за экраном)

-Несомненно! Обособляя, то есть, выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст.

 

 

 

 

-Выделяют и уточняют часть высказывания.

 

 

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось…

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что…

Познавательные УУД: 

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других 

Регулятивные УУД:

-соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 

Информация о домашнем задании

Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна пришла», используя предложения с обособленными членами.

Записывают д/з.

 

Количество просмотров: 4462  

Комментарии

Спасибо огромное за разработку урока.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы