Работа с одаренными детьми при изучении биологии

 
 

Герман Мария Александровна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича»

 

Работа с одаренными детьми при изучении биологии

Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание саморазвиваться, учиться всю жизнь и применять знания на практике.

Реализуя программу «Работа с одаренными детьми 5-9 классов МБОУ гимназии № 9», я использую метапредметную деятельность, направленную на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связанную с жизненными ситуациями [2].

Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. Отсюда вытекает необходимость для формирования деятельностных способностей обучающихся в выполнении различных заданий, которые можно представить следующим образом:

– работа с учебной и справочной литературой;

– подготовка и оформление сообщений, докладов, рефератов;

– формулирование и аргументация личных оценочных суждений (например, «Как Вы считаете, почему в наше время возможно существование таких древних форм, как гаттерия, кистеперая рыба латимерия, растение гинго?» и т.д.);

– постановка проблемного вопроса (например, по теме «Расы человека»: «Верно ли утверждение, что чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду – Homo sapiens?»);

– самооценка и взаимооценка (рецензия на ответ товарища), рефлексия учебной деятельности.

Постоянный поиск новых методов, средств обучения, их совершенствование – важнейшее условие успеха в работе с одаренными детьми. В своей педагогической практике я использую активные методы обучения, направленные не на изложение готовых знаний, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества [3].

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося и является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Таблица 1. Индивидуальные проекты по биологии учащихся 7-8-х классов. 2019-2020 уч. г.

Фамилия,

имя учащегося

Класс

Тема работы

  1.  

Ляпина Юлия

7

Особенности полушарий головного мозга и их влияние на профессиональные способности человека

  1.  

Сыбачин Михаил

Простое и необыкновенное рядом – соль

  1.  

Карташова Мария

Ахатины – идеальные домашние питомцы

  1.  

Рогачёв Игорь

Загар (влияние на кожу человека)

  1.  

Тимофеев Александр

Вредность чипсов

  1.  

Коровкина Ульяна

8

Батончики для перекуса

  1.  

Аргунов Артем

Вирусология

  1.  

Скрябина Дарья

Генетика кошки шотландской вислоухой породы или как наследуются висячие ушки

  1.  

Пак Екатерина

Генеалогическое древо. Наследственные заболевания и их профилактика

  1.  

Сафина София

Бионика в повседневной жизни

  1.  

Гусева Вероника

Влияние рекламы на психику человека

  1.  

Руднев Илья

Старение человека и возможность бессмертия

  1.  

Шерстобоева Мария

Функциональная ассиметрия головного мозга

  1.  

Коровкина Ульяна

Батончики для перекуса

 
  1.  

Нечаев Даниил

Мышление человека

  1.  

Ларионова Мария

Влияние наркотиков на подростков

  1.  

Миноченко Полина

Память

  1.  

Водолазкин Богдан

Группа крови и характер

 
  1.  

Карапетова Ульяна

Анатомические и физиологические особенности человека

  1.  

Арютов Николай

Отпечатки пальцев

  1.  

Шевченко Илья

Загрязнение и очистка водопроводной воды

  1.  

Поликанова Яна

Кока-кола и ее действие на организм человека

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение при обучении биологии. Поисковая и проектно-исследовательская деятельность способствует формированию исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать знания, понимать, осваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения, работать с разнообразной информацией. Мои учащиеся принимают активное участие в конкурсах, конференциях и предметных олимпиадах различного уровня.

Таблица 2. Участие обучающихся 8-9-х классов в мероприятиях различного уровня. 2020-2021 уч.г.

п/п

Фамилия, имя уч-ся

Класс

Тема работы

Мероприятие/год

Результат

Всероссийский уровень

1

Гусева Вероника

9

«Влияние игрушек на развитие детей»

Конкурс «Время Знаний» (номинация «Научные достижения»), 2021г.

Победитель (1-е место)

8

«Влияние рекламы на психику человека»

Конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку», 2020г.

Диплом лауреата 1 степени

Муниципальный уровень

1

Гусева Вероника

9

 

«Влияние игрушек на психику детей»

НПК учащихся 9-11 классов (секция «Психология и педагогика»), 2021г.

участник

2

Пак Екатерина

«Генеалогическое древо. Наследственные заболевания и их профилактика»

НПК учащихся 9-11 классов (секция «Психология и педагогика»), 2021г.

участник

Окружной уровень

1

Гусева Вероника

9

«Влияние рекламы на психику человека»

НПК учащихся 9-11 классов (секция «Здоровое поколение 21 века»), 2021г.

Победитель (1-е место)

НПК учащихся 9-11 классов. (секция «Психология»), 2021г.

3-е место

8

НПК учащихся 5-8 классов (секция «Биология»), 2020г.

2-е место

НПК учащихся 5-8 классов (секция «Психология»), 2020г.

3-е место

В марте 2020 г. на базе нашего ОУ в рамках деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников проходил семинар-практикум «Апгрейд 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции 21 века на каждом уроке». С нового учебного года на своих уроках я применяю сингапурскую методику обучения, с которой мы познакомились на семинаре. Максимально продуктивное изучение новой темы возможно с помощью такого приема, как ARGuide. Для того чтобы запомнить информацию и отложить ее в долговременную память, необходимо «раздражать» мозг, а не просто рассказывать материал. В данной обучающей структуре сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.): например, в 5 классе по теме «Характеристика царства растений» учащимся демонстрировался видеофрагмент (https://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4&ab_channel=%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A3%D0%A0%D0%9E%D0%9A ).

Jot Thoughts или метод мозгового штурма в письменной форме. Это обучающая структура, в которой участники (команды по 4 человека) громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Например, в 6 классе по теме «Виды корней и типы корневых систем» для генерирования разных вариантов ответов я задаю вопрос о том, что такое корень. Примеры ответов, которые записывают мои учащиеся: питание, всасывание, поглощение, питательные вещества, вода, почва, важная часть.

В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить достаточно полное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его этапах как необходимого условия своевременного корректирования учебной деятельности школьников; помощь учащимся в формировании общих познавательных и практических умений, самооценки и самоконтроля своей деятельности; формирование оценочного отношения к изучаемым знаниям путем раскрытия их ценностей [1].

Среди методов контроля и самоконтроля наиболее часто использую:

– тестирование (https://forms.gle/9aRbop4t37hqE7uS8)

– анкетирование

– викторину (https://www.learnis.ru/352679/)

– образовательные квесты (https://www.learnis.ru/331666/)

– письменные работы

– устные и письменные опросы

– зачет и др.

Если учитель работает творчески, умело направляет учеников, то их деятельность превращается в увлекательную.

Для закрепления материала я использую задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки-практикумы, где применяю различные способы коллективной работы в целях формирования коммуникативных навыков учащихся (в парах и малых группах).

Викторина на уроке биологии – активная форма учебного занятия, в ходе которой учащиеся закрепляют свои знания (например, в 7 классе по темам «Членистоногие», «Черви»).

Учащиеся 5 класса имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, проявляют интерес к учебному материалу, с удовольствием выполняют творческие задания. Так, по теме «Строение клеток бактерий» учащиеся создавали модель строения бактерии; по теме «Образование новых клеток» – стадии деления клеток. Пятиклассники научились видеть проблемные ситуации, строить монологические ответы, самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой. Результаты своих исследований учащиеся оформляют в виде рефератов, дневников наблюдений, рисунков.

Учащиеся 8 класса характеризуются устойчивым интересом к биологии, выдвигают гипотезы, умеют осознанно планировать свою деятельность, самостоятельно ставят цели, обобщают, анализируют и делают выводы. Так, например, при изучении нового материала, не называя тему урока, даю инструктаж по работе с оглавлением учебника, а учащиеся самостоятельно определяют тему урока. В конце каждого урока восьмиклассники отмечают «что нового узнали», «что уже было известно».

Учащиеся 9 класса:

– овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, самостоятельно раскрывать причинно-следственные связи;

– научились решать проблемные задания, самостоятельно работать, начиная с постановки цели урока и заканчивая рецензированием, самооценкой и самоанализом (например, по теме «Расы человека»

– планируют свою работу;

– составляют кроссворды, чайнворды, головоломки (например, по разделу «Структурная организация живых организмов»);

– организовывают игры и участвуют в них (например, учащиеся 9а класса провели ролевую игру по теме «Происхождение человека»);

– связывают полученные на уроках знания с современной жизнью и применяют их при анализе и оценке современного состояния общества;

– высказывают свою точку зрения и отстаивают своё мнение, аргументированно доказывают его.

Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности. Для выявления и развития одаренных детей целесообразно проводить нетрадиционные уроки, в ходе которых учащиеся проявляют себя с разных сторон:

– обобщающие уроки в форме пресс-конференции (могут быть использованы при изучении темы «Сердечно-сосудистая система»);

– комбинированные уроки с использованием ИКТ (например, в 5 классе при изучении темы «Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии»).

Особенно позитивное значение играют отношения вне позиции «я учитель, ты ученик» во внеурочной деятельности: театрализация, интеллектуальные игры, конкурсы, праздники, викторины, творческие игры, экскурсии. Организуя внеклассную работу через систему учебных и воспитательных задач, формирую у учащихся общечеловеческие ценности, занимаюсь их патриотическим, трудовым и эстетическим воспитанием. С этой целью был организован кружок по уходу за комнатными растениями и озеленением гимназии.

В связи с развитием интереса к предмету завершена работа над элективным курсом «Репродуктивное здоровье», который направлен на формирование у учащихся 8-9 классов правильного отношения к семье и браку, собственному репродуктивному здоровью, а также привитие критического отношения к искажениям половой морали, бытующей в молодежной среде.

Подводя итог, можно сказать, что ученики в классах, где даются разноуровневые задания, ведется научная, проектно-исследовательская и внеклассная работа, отличаются высокой познавательной активностью, устойчивым интересом к предмету, умеют работать с разнообразной информацией, осознанно планировать свою деятельность, самостоятельно ставят цели деятельности, принимают участие в олимпиадах и конкурсах различого уровня.

Список литературы:

1. Дидактика, Загрекова Л.В., Николина В.В., М.: Издательство: Высшая школа, 2007. — 385 с. 

2. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

Количество просмотров: 1738  

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
9. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
11. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
12. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы