Развитие социальной одаренности подростков в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в рамках дистанционного образования (на примере работы с обучающимися МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»)

 
 

Гимельберг Анна Валерьевна,

педагог-организатор

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

 

Развитие социальной одаренности подростков в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в рамках дистанционного образования (на примере работы с обучающимися МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»)

Социальная одаренность – понятие многозначное, многоплановое. Е.А. Климов рассматривает это явление как «комплексное образование, выступающее предпосылкой успешности в нескольких областях человеческой жизнедеятельности, основанных на отношениях типа «человек-человек» [Климов, 2000]. Именно поэтому, по мнению Т.М. Хрусталевой, в научной литературе понятие социальной одаренности интерпретируется вариативно – через развитие коммуникативных, лидерских, организаторских, менеджерских, психологических, педагогических способностей. Каждый из выделенных исследователем вариантов, несомненно, является индикатором социальной одаренности, но отдельно не характеризует это понятие полностью.

Рядом исследователей термин социальной одаренности коррелируется с понятиями «активность», «деятельность» (Б.Г. Ананьев, А.К. Анохин, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, Г. Гибш, М. Форверг, Л.Б. Ительсон, А.Г. Ковалёв, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.) и, следовательно, предполагает в рамках развития социальной одаренности реализацию системно-деятельностного подхода. Но само понятие одаренности лишено семантики массовости: одаренность – это индикатор индивидуальности, а значит, и рассматривать это понятие стоит в рамках развития конкретной личности, учитывая ее индивидуальные особенности, интересы, способности и стремления. Поэтому системно-деятельностный подход в границах этого вопроса может быть продуктивно реализован в процессе организации работы детей. Но непосредственное развитие социально одаренной личности и мониторинг данных возможны при внедрении подхода личностно-ориентированного. Под этим термином понимаем последовательное отношение педагога к обучающемуся как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Принципы, актуализируемые в его рамках, являются аутентичными в работе с любым ребенком, к какой бы категории он не относился. Но если в рамках очной работы с детьми успешность в реализации данного подхода очевидна, то с переходом на дистанционный формат встреч с обучающимися возникает вопрос о возможности его использования.

Несомненно, смена формата общения значительно усложнила реализацию принципов личностно-ориентированного подхода. Связано это, прежде всего, с тем, что ребенок не может присутствовать на встрече с педагогом физически. Почти 80 % опрошенных подростков, участвующих в социальной жизни МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия», в возрасте от 13 до 17 лет подтвердили данный тезис. Тем не менее, организация работы с обучающимися, ориентированными на социальную работу, в дистанционном формате с привлечением личностно-ориентированного подхода возможна.

В рамках данной работы акцент делается именно на поддержание интереса ребенка, развитие его активности и самоактуализации через активизацию его творческих и организаторских способностей. Таким образом было реализовано несколько внутришкольных и общероссийских проектов – таких как «Свеча Памяти», «Окна Победы», «Военный кинозал», «Песни Победы», «Слово Победы», «Добрый урожай», экологические акции, «Кодекс Ученика Правильной Школы», «День учителя», «Галерея рисунков», «Главная клумба гимназии», а также организация и проведение тематических классных часов. В вышеобозначенных проектах дети сыграли роль как организаторов в собственном образовательном учреждении, так и активных участников, и, что важно отметить, работа в рамках данных проектов велась либо полностью дистанционно, либо с использованием технологий дистанционного взаимодействия.

Нельзя нивелировать работу Гимназического Совета Самоуправления (ГСС) в рамках данной деятельности, поскольку в него входят обучающиеся, проявляющие признаки социальной одаренности. Вступая в ряды членов ГСС, ребята руководствуются интересом к общешкольным делам, наблюдают за более опытными организаторами, начиная с малого, реализуют свои проекты. В частности, организатором выставки рисунков, посвященной Дню Победы, выступили обучающиеся 7-го класса, самостоятельно продумавшие данный проект и его реализацию. Работа с участниками проекта велась дистанционно – через мессенджеры и социальные сети, индивидуально педагогом проводились консультации, осуществлялась помощь и мотивация на успех.

Нельзя обойти стороной и важнейший для МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия» проект – «Кодекс Ученика Правильной Школы», документ, созданный самими гимназистами, регулирующий поведенческую сторону актуализации обучающихся и имеющий мощный воспитательный потенциал. Значительная часть работы в рамках этого масштабного общешкольного проекта велась дистанционно – в рамках сессионной работы актива ГСС, классных коллективов и педагогического состава гимназии. Таким образом, вся школа включилась в реализацию данного проекта, инициаторами и реализующим звеном которого стали дети. Именно им удалось определить технологию поэтапной реализации проекта и по итогам сбора электронных материалов составить текст документа, который становится остовом воспитательной системы школы.

Технология работы в рамках реализации вышеобозначенных проектов укладывается в рамки личностно-ориентированного подхода. Исходя из интересов ребенка, вместе с ним обозначается направление его организаторской работы. К примеру, если обучающийся интересуется художественным творчеством, ему предлагается стать организатором тематической выставки рисунков. Через проблемные вопросы ребенком формулируются цели и задачи, разрабатывается план действий, в рамках которого ребенок собирает команду единомышленников, связывается с классными руководителями, классными коллективами, социальными партнерами.

Таким образом, во взаимодействии с ребенком, заинтересованным в организации социальной работы в школе, реализуются все принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Самоактуализации: у каждого ребенка есть возможность и ресурсы к актуализации своих коммуникативных, организаторских, творческих, интеллектуальных и иных способностей через консультативную работу с педагогом и самостоятельную организацию деятельности.

2. Индивидуальности: каждый ребенок, принимающий участие в социальной работе, имеет возможность отследить уровень своего развития в рамках той деятельности, к которой проявляет интерес. Это достигается через создание личного портфолио и – самое главное – через индивидуальную и коллективную рефлексию, в рамках которой он сам способен оценить уровень собственного развития.

3. Субъектности: через организацию субъект-субъектных отношений между обучающимся и педагогом реализуется принцип партнерства, в рамках которого ребенок действительно осознает себя творцом, организатором, ответственным за какое-либо общее школьное дело.

4. Выбора: через разнообразие активностей, предоставляемых школой, а также через возможность самостоятельно дополнять эти активности у ребенка появляется возможность не только в выборе интересного для него дела, но и в возможности корректировки собственного социального проектирования, выборе методов привлечения к проекту участников.

5. Успеха: даже если дело, в котором ребенок проявил интерес и участие, не завершилось ожидаемым результатом, ни педагог, ни коллектив не умаляют заслуг организатора. Проводится рефлексивная аналитическая работа сильных и слабых сторон, теоретическая корректировка, индивидуальное самооценивание. Делается акцент на том, что успешность дела зависит от множества факторов, поэтому ребенку предлагается на стадии продумывания собственного проекта рассмотреть все возможные риски и сформулировать их возможные обходы.

6. Доверия и поддержки: у каждого ребенка, проявляющего признаки социальной одаренности, всегда есть помощник – его педагог, являющийся консультантом и старшим товарищем. С ним ребенок открыто взаимодействует, коммуницирует, советуется.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что дистанционная работа с детьми, проявляющими признаки социальной одаренности и заинтересованности в развитии в рамках данного направления, с использованием принципов личностно-ориентированного подхода может быть продуктивной и результативной. И в процессе данной работы важно не потерять связи с заинтересованными детьми, помогать, вдохновлять, подбадривать, занимаясь медиативной педагогической деятельностью.

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. -170 с.

2. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение: Уч. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -367 с.

3. Хрусталева Т.М. Возрастные особенности социальной одаренности школьников. [Электронный ресурс]. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-odarennost-menedzherov-psihologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 09.02.2021).

Количество просмотров: 1976  

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
9. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
11. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
12. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы