Условия поддержания и развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста

 
 

Степанова Кристина Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 42 г. Новосибирска

 

Условия поддержания и развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста

... истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский

Современные тенденции развития российской системы образования обусловлены требованиями развивающегося общества и потребностью в личности, способной самостоятельно творчески мыслить и воплощать свои нестандартные подходы к решению поставленных задач.

Перед педагогами дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), реализующей содержание первого уровня общего образования, стоит необходимость развить у ребенка такие качества, которые в дальнейшем позволили ему быть успешным и находить яркое выражение в творчестве.

Рассмотрим понятие «творчество». Это:

– «процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности», – отмечает в своих исследованиях Г. В. Иванченко [2, c. 64];

– процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового, – зафиксировано в исследованиях И. В Борзенковой [1], Д. В. Лубовского [5];

– «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», – отражено в словаре С. И. Ожегова [7].

Изучение проблемы творчества свидетельствуют о том, что оно предусматривает наличие у субъекта определенных способностей, потребностей, потенциала, которые приводят к успеху.

Анализ научно-исследовательских и практико-ориентированных работы позволил сделать вывод, что «потенциал» – это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, – говорится в работах С. Погодиной [8] и А. Ярыгиной [11].

Веракса Н. Е. [4], Кудрявцев В. Т. [4], Прокопьев Д. Л. [9] дают следующее толкование понятия «творческий потенциал» – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности.

Прокопьев Д. Л. соотносит творческий потенциал с понятием «одаренность». Одаренность – это талантливость, даровитость, та или иная степень ее [9].

Дошкольный возраст – сензитивный период для поддержания и развития творческого потенциала и активности ребенка. В педагогической науке наблюдается активный поиск результативных направлений, подходов, предполагающих применение определенных методов, форм и средств развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Рассмотрение возможностей разных видов детской деятельности, результатов исследований представителей науки и практики позволяет обозначить, что к одной из эффективных деятельностей поддержания и развития творческого потенциала можно отнести изобразительную деятельность с использованием современных (нетрадиционных) техник рисования.

Рассматривая современные техники рисования в качестве одного из средств поддержания и развития творческого потенциала, можно отметить, что они:

– представляют собой способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет;

– позволяют повысить качественные показатели уровня развития творческого потенциала дошкольников, а именно: тематика детских работ становится более разнообразной; у детей формируются такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность;

– дают детям возможность пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться;

– доставляют детям множество положительных эмоций;

– раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов;

– удивляют своей непредсказуемостью;

– развивают у дошкольников мелкую моторику, ловкость пальцев и координацию движений, готовит кисть к письму;

– формируют правильное восприятие композиции и масштаба;

– предоставляют возможность легко исправить ошибку;

– дают возможность использования в работах множество различного материала [10].

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Содержание психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию свидетельствует о том, что помимо развития творческого потенциала, современные техники рисования благоприятно влияют на:

– развитие двигательной координации кистей и пальцев рук (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.);

– эстетическое воспитание (тычок жесткой полусухой кистью, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, разные виды кляксографии, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная);

– развитие сенсорной сферы (не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами);

– стимулирование познавательного интереса (рисование собственной ладошкой, использование вместо кисточки колосок или листик березы);

– развитие психических процессов (наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания и т.д., за счет возможности экспериментирования с нетрадиционным материалом и оборудованием);

– проявление индивидуальности (комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, ребенок самостоятельно решает какую технику ему использовать, чтобы образ получился наиболее изобразительным);

– сохранение высокой активности, работоспособности.

К одному из важных преимуществ современных техник рисования следует отнести и то, что использовать их можно начиная с раннего возраста.

Однако эффективность применения современных техник рисования в поддержании и развитии творческого потенциала напрямую зависит от созданных благоприятных образовательных условий как в группе, так и в ДОО.

Многолетнее применение современных техник рисования во взаимодействии с детьми дошкольного возраста позволили выделить ряд таких условий.

1. Использование в педагогической работе следующих принципов:

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей и возможностей ребенка, при котором он является активным участником (субъектом);

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, подразумевающее субъект-субъектное взаимодействие;

– возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

– поддержка детской инициативы;

– взаимодействие всех участников педагогического процесса (педагог, ребенок, родители (законные представители));

– присутствие аспектов творческой образовательной среды в контексте раскрытых способностей каждого ребенка;

– наличие развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).

2. Создание необходимых развивающих предметно-пространственных условий. Важно создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая выполняла бы следующие функции:

– побуждает дошкольников к самостоятельности;

– при выполнении коллективного творчества стимулирует к взаимодействию: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, взрослый-ребенок-ребенок;

– формирует творчески-поисковый интерес;

– развивает фантазию;

– воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

В групповой комнате необходимо наличие «уголка» или «центра» продуктивной творческой деятельности, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям современной техникой рисования. На рисунке 1 представлен уголок продуктивной творческой деятельности и его элементы.

Рисунок 1. Уголок продуктивной творческой деятельности и его элементы

3. Распределение современных техник рисования с учетом этапа педагогической работы поддержки и развития творческого потенциала.

В таблице 1 представлено примерное распределение по этапам включения современных техник рисования в поддержку и развитие творческого потенциала, позволяющее реализовать системно-деятельностный подход. Содержание таблицы составлено на основе работы следующих педагогов Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М.Седова, В. Ю. Слепцова [3].

Таблица 1. Примерное распределение по этапам включения современных техник рисования в поддержку и развитие творческого потенциала

Этап

Техники рисования

I

рисование пальчиками; оттиск штампами; рисование ладошками; рисование ватными палочками; рисование губкой; рисование мятой бумагой; набрызг.

II

тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; набрызг; с помощью ватных дисков; кляксография с трубочкой.

III

рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

4. Активное включение всех участников педагогического процесса в творческую деятельность.

Эффективность взаимодействия участников в творческой продуктивной деятельности зависит от его выстраивания на следующих принципах: добровольность; сотрудничество; сотворчество; уважение интересов друг друга; толерантность.

Особенностями взаимодействия участников творческой деятельности можно отметить следующие: активность, осознанность, целенаправленность, согласованность взаимных действий, способность договориться.

А. В. Никитина [6] отмечает, что каждая современная техника рисования или как мы привыкли говорить нетрадиционная, представляет собой маленькую игру, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах; сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

В заключение следует отметить, что овладение современными техниками рисования доставляет ребенку истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Список литературы

1. Борзенкова И. В. Психология творчества: учеб. пособие. / Рос. откр. соц. ин-т. – Курск: РОСИ, 2002. – 68 с.

2. Иванченко, Г. В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицинтные концепции. – М.: Смысл, 2012. – 192 с.

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 128 с.

4. Кудрявцев В. Т., Веракса Н.Е. Диалектика развивающего познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия Психологические науки. – 2014 (19). – С. 42-49

5. Лубовский Д. В. Технологии развития творческого потенциала дошкольников. Материалы конференции. – Муром. 10-11 окт. 2002 г.

6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. – Санкт-Петербург: Каро, 2008. – 96 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М. Азбукович, 1999. – 944 с.

8. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические: для работы во всех возрастных группах // Дошкольное воспитание. – 2009. № 10. – С. 52-67

9. Прокопьев Д. Л. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа. Автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 2007. з 22 с.

10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. – 1996. – 80 с.

11. Ярыгина А. Творчество и выразительность: нетрадиционные изобразительные техники // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С. 57-61.

Количество просмотров: 1896  

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
9. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
11. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
12. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы