Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста

 
 

Рубан Елена Николаевна,

воспитатель подготовительной группы

первой квалификационной категории

дошкольного отделения МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста

В современном мире – мире машин и высоких скоростей – жизненной необходимостью становится ознакомление с азбукой дорожного движения с ранних лет. Растущее количество машин, плотность транспортных потоков являются причиной дорожных происшествий, в которых жертвами становятся и дети. Каждое десятое ДТП в г. Новосибирске происходит с участием детей. Наибольшее количество наездов на детей происходит от невнимательности на дороге и незнания правил дорожного движения.

В Федеральном проекте «Безопасность дорожного движения» (2018-2024 гг.) разработаны мероприятия по совершенствованию обучения детей основам правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах. Формирование основ безопасного поведения пешехода необходимо начинать у ребенка с самого раннего возраста, пока он еще посещает детский сад. Как это лучше сделать?

Ребенку старшего дошкольного возраста гораздо интереснее и легче познавать мир в коллективе друзей во время игры. Самый продуктивный и интересный способ познания окружающего мира – это проект. Именно поэтому воспитателями подготовительной группы «Морошка» был разработан краткосрочный проект «Азбука безопасности».

Основной целью проекта стало формирование у детей группы «Морошка» основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте. Для лучшего результата к реализации проекта были приглашены родители наших детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с видами и значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Сформировать представления о возможных ловушках для пешеходов.

3. Сформировать способность применять на практике знания ПДД.

4. Развивать внимательность, ответственность на дороге.

5. Способствовать развитию речи детей, пополнению словаря в процессе реализации проекта.

Для успешной реализации любого проекта или программы целесообразно использовать различные образовательные ситуации: прогулки, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, виртуальные путешествия, конкурсы, выставки, развивающие занятия (конструирование, лепка, аппликация, рисование), беседы, моделирование ситуации. Особое внимание было уделено нами развивающей предметно-пространственной среде.

В группе «Морошка» был создан уголок «Правила дорожного движения». Наши родители приняли самое активное участие в формировании этого уголка. Они вместе с ребятами изготовили макеты разноэтажных домов для сюжетно-ролевых игр и моделирования детьми дорожных ситуаций, изготовили костюм сотрудника ДПС, предложили игры для картотеки игр по ПДД.

Детям очень понравился наш новый уголок. В нем они нашли много нового и интересного. Конечно, одним из самых интересных для ребят стал Кейсбук (литературный чемоданчик) «Правила дорожного движения» (лото, пазлы, загадки, стихи, ребусы, лабиринты). Новая форма игры всегда привлекает детей.

Лэпбук «Правила дорожного движения» (дорожная азбука, стихи, ребусы, шарады, ромашка знаний, загадки на знания спецтранспорта, загадки на знание дорожных знаков и др.) привлек тех ребят, кто уже начинает читать. В нем много игр и заданий, требующих первичные знания алфавита. Для моделирования дорожных ситуаций в нашем уголке появилось несколько наборов дорожных знаков разного формата для игры на ковре (с изображением карты города) и в подвижных играх. Для формирования уважительного отношения между всеми участниками дорожного движения у ребят появился дорожный трамплин с разметкой и набором машинок. Для визуального запоминания у ребят появился красочный информационный плакат «Правила дорожного движения».

 

На занятиях по познавательному развитию мы с ребятами совершили виртуальное путешествие по истории появления правил дорожного движения, дорожных знаков; выяснили, для чего нужны знаки ПДД и что было бы, если бы правил дорожного движения не существовало. Для этого была подготовлена презентация «История появления ПДД», цикл тематических бесед, изготовлены кубики Блума.

Знакомиться с дорожной азбукой ребятам помогло участие в различных конкурсах. Дети рисовали ловушки для пешеходов, конструировали безопасную дорогу будущего, придумывали новые формы знакомства с ПДД для малышей (коллективная аппликация «Дерево безопасности», телепередача).

Хорошими помощниками в формировании безопасного поведения пешехода являются художественная литература, мультипликация, театральная деятельность. Художественные произведения учат детей анализировать жизненную ситуацию, принимать правильное решение в трудной ситуации. («Мой приятель светофор» С. Прокофьев, «Про правила дорожного движения» С. Волков и др.). С ребятами смоделирована ситуация на дороге с инспектором ДПС.

 

В режиме свободной деятельности у детей всегда есть возможность поиграть в настольно-печатные игры на знание дорожных знаков и правил; наборы машин (спецтранспорт, военные машины, транспорт строителей); картотеки игр по ПДД «Правила движения достойны уважения!», заняться тематическими раскрасками. Дети играют в сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры по теме безопасности на дороге.

Очень важно, чтобы родители имели возможность и желание принимать активное участие в образовательном процессе детского сада. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в жизнь нашего дошкольного учреждения. В приемную группы для родителей выставляются творческие работы детей, папки-передвижки с актуальной информацией, предлагаются занимательные задания для родителей с детьми, список литературы по теме; проводятся индивидуальные беседы; анкетирование.

Заключительным этапом краткосрочного проекта «Азбука безопасности пешехода» стало итоговое развлечение «Правила движения достойны уважения!». Подвижные игры и конкурсы, викторины, логические испытания, развлечения помогли детям закрепить полученные знания по правилам дорожного движения.

Реализацией проекта «Азбука безопасности» стали следующие результаты:

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам «Безопасность на дороге», «Транспорт», «Дорожные знаки».

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о движении специализированного транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Дети знают и используют в жизни: виды и значение сигналов светофора; виды знаков; знаки пешеходного перехода.

3. Повышена компетентность родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

В ходе проведения проекта выдвинутое ранее предположение относительно эффективности использования сказочных персонажей полностью подтвердилось. Вместе со сказочными героями дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют взаимопомощь.

Анализируя этапы проекта и его результаты, можно сказать, что цели и задачи проекта были достигнуты. Проект помог сформировать основы безопасного поведения пешехода у детей нашей группы, привлечь внимание родителей к необходимости формирования безопасности пешехода у будущего первоклассника.

Количество просмотров: 3395  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы