Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации

 
 

Закирова Дилорам Амановна,

воспитатель МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Голубкина Марина Николаевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации

С поступлением в дошкольную образовательную организацию у детей наступает новый этап в жизни. Некоторым достаточно тяжело дается процесс привыкания к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Положительно эмоциональное отношение к ребенку, удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных, индивидуальный подход, максимальное приближение условий детского сада к условиям домашним – это те психолого-педагогические условия, которые могут обеспечить безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Совместно с коллегами нами разработан и реализован проект «В детский сад с радостью». Целью данного проекта является создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и его родителей к условиям детского сада.

Для достижения поставленной цели мы создали благоприятную, приближенную к домашней, развивающую предметно-пространственную среду в группе, наполнили ее игрушками по возрасту, сделали своими руками игры для детей из бросового материала и связали игры и атрибуты крючком. Оформили уголки: уголок природы, уголок искусства, музыкально-театрализованный уголок, уголок безопасности. Первый месяц мы привыкали к группе и прогулочному участку, знакомились друг с другом.

В октябре мы стали знакомиться с другими помещениями детского сада – музыкальным и спортивным залом. Музыкальное и физкультурное занятие первый месяц специалисты проводили в группе, а потом в зале. Также с детьми один раз в неделю мы ходили в сенсорную комнату и в интерактивное пространство «Песочный мир». В работе с детьми использовали игровые методы взаимодействия, такие как релаксационные игры-упражнения в сенсорной комнате и в группе, игры с песком и водой в интерактивном пространстве «Песочный мир».

Сенсорная комната наполнена мягкими пуфиками, игрушками. Дети могут здесь отдохнуть, полежать, поиграть. Очень нравится сухой бассейн и пузырьковая лампа. В сенсорной комнате мы проводим занятия на расслабление и успокоение.

В интерактивном пространстве «Песочный мир» дети могут поиграть с водой и песком. В комнате есть несколько видов песка: цветной кинетический, кварцевый и обычный песок разных цветов. Детям нравится играть с песком, смешивать его, пересыпать, играть с фигурками и формочками, лепить. Игры с песком успокаивают, снимают тревожность, позволяют расслабиться.

Особое место в помощи детям в процессе адаптации занимает использование телесных методов взаимодействия, таких как обнимание и поглаживание. Конечно, когда маленький ребенок плачет, самое главное, что ему хочется в этот момент, это чтобы его обняли и погладили. Ребенок тогда начинает доверять воспитателю и понимает, что находится в безопасности.

Совместное рисование, использование красок, рисование пальчиками и ладошками позволяет детям немного «пошалить», создать на листе бумаге что-нибудь прекрасное. Ребенку нравится как сам процесс, так и его результат.

 

Особый эмоциональный отклик возникает во время двигательной активности посредством пальчиковой гимнастики, физкультминуток, игр с движениями под музыку, динамических пауз. У детей создается веселое и радостное настроение.

Использование музыкальных и театрализованных средств: пение колыбельных песен, слушание спокойной музыки перед сном, театрализованные постановки русских народных сказок – также способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий в детском саду.

Работа с использованием этих средств позволяет организовать легкий процесс адаптации. Родители также испытывают тревожность, отдавая своего ребенка в детский сад. В работе с родителями мы организуем информационное просвещение посредством папок-передвижек, листовок, объявлений и индивидуальных бесед.

Включение родителей в образовательный процесс также позволяет снять тревожность. Мы привлекаем их к участию в конкурсах, выставках, тематических неделях, наполнению предметно-пространственной среды в группе. Ежедневный мониторинг, ведение листов адаптации позволяет нам видеть процесс привыкания каждого ребенка.

На малом педагогическом совете на тему «Адаптация к условиям детского сада», который прошел в конце октября, была отмечена успешная адаптация у 94 % детей нашей группы. Родителям детей, у кого тяжелая, затяжная адаптация, проведена индивидуальная консультация педагога-психолога.

В завершение хочется отметить, что сочувствие и сопереживание – это те чувства, которые позволяют понять маленького ребенка и вызвать желание ему помочь.

Количество просмотров: 2201  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы