Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада

 
 

Киселева Оксана Александровна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 286 г. Новосибирска

 

Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада

Вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями детей.

Детский сад посещают дети от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Каждый ребёнок должен развиваться как личность, расти уверенным в себе и готовым справляться с жизненными трудностями, именно поэтому главной миссией детского сада является совершенствование условий для эффективной лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической деятельности, обеспечивающей успешную интеграцию дошкольника с ОВЗ в социум.

Основной целью деятельности учреждения является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка с ОВЗ, формирования основ базовой культуры личности, коррекции и развития психических функций и физических качеств в соответствии с возрастными, индивидуальными и офтальмологическими особенностями; подготовка детей к обучению в школе и социальная адаптация в современном обществе.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Поэтому большое значение для развития дошкольников имеет реализация части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, позволяющая обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

Задачи реализации части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений:

– создать условия для развития личности ребёнка;

– развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;

– способствовать созданию эмоционального благополучия;

– приобщать к общечеловеческим ценностям;

– развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребёнка;

– осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей.

В МКДОУ д/с № 286 реализуются парциальные программы, прошедшие конкурсный отбор:

– «Цветные ладошки» (аппликация, рукоделие, бисероплетение);

– «Белая ладья» (шахматы);

– «Мир без опасности» (безопасность для дошкольников).

Программы реализуют педагоги ДОУ, повышающие квалификацию по темам, связанным с содержанием части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, занимаясь самообразованием, изучая новинки учебной и методической литературы, используя интернет-ресурсы, опыт коллег из других учреждений дошкольного образования.

В учреждении ведется соответствующая документация (цель и задачи программы, перспективный план работы), подбираются методические материалы, педагоги представляют отчёты на итоговом педагогическом совете. Контроль осуществляется администрацией ДОУ.

Педагоги детского сада обобщают опыт работы по реализации части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, активно участвуют в различных мероприятиях детского сада, района и города.

С целью обмена опытом педагоги, реализующие программы вариативной части АООП ДО, провели мастер-классы.

В рамках парциальной программы «Цветные ладошки»:

«Цветущая сакура»

Покидова И. А., воспитатель

Цель: направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.

Возраст детей: от 2 до 4 лет.

Знакомство с одним из видов художественной деятельности – аппликацией и способами обработки бумаги.

Материал и инструменты: цветная бумага, шаблоны для вырезания, ножницы, клей карандаш, картон.

Этапы деятельности: Сначала изготавливаем поэтапно веточки сакуры. Основой сделаем картон. Затем необходимо вырезать цветы и наклеить на веточки. Для этого потребуются маленькие квадраты розовой бумаги. Каждый квадратик многократно сгибаем, затем полукруглым движением срезаем внешний неровный край, разворачиваем цветочки. Цветов потребуется много, они составляют основу композиции.

Картина своими руками «Работа с бросовым материалом»

Наталенко Н. В., воспитатель

Цель: развитие творческих способностей дошкольников.

Возраст детей: 6-7 лет.

Материал и инструменты: ножницы, цветные карандаши, простой карандаш, пластилин, цветная бумага (офисная цветная бумага), вата, клей-карандаш, клей ПВА, картон или другая плотная основа большого формата, салфетки.

Этапы деятельности: Выбираем заинтересовавшую нас картинку. Это может быть какой-либо персонаж. Для фона понадобятся цветные карандаши или восковые мелки. Простым карандашом нужно наметить рисунок. Для оформления персонажа понадобится клей ПВА и обычная вата. Добавляем детали для красочной картины.

«Яблоня из бисера»

Сухаревская Н. В., воспитатель

Цель: развитие творческого самовыражения детей через освоение декоративно-прикладного творчества посредством бисероплетения.

Возраст детей: 6-7 лет.

Знакомство с одним из видов рукоделия – бисероплетением (техника: французское плетение – низание по кругу).

Материал и инструменты: для плетения одного цветка потребуется схема лепестков и листьев, белый бисер, розовый бисер, зелёный бисер, проволока для плетения тонкая, проволока толстая для ствола, ножницы, зелёные нитки, горшочек.

Этапы деятельности: Изготавливаем лепестки для будущего цветка (5 шт), туго скручиваем их между собой. Получается первый цветок. Для композиции нужно сделать много цветочков. Затем приступаем к изготовлению листьев по схеме. Собираем всё в композицию. Готовое изделие помещаем в декоративный горшок.

В рамках парциальной программы «Белая ладья»:

«Шахматы – игра для всех»

Ершова И. А., воспитатель

Цель: формирование навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Возраст детей: 6-7 лет.

Материал и инструменты: демонстрационная шахматная доска с фигурами, «Волшебный мешочек», магниты в виде сказочных героев, фруктов.

Этапы деятельности: Начальный этап – знакомство с шахматными фигурами, их первоначальным положением на доске, правилами хода и взятия. Основной этап – применение на практике дидактических игр, например: «Волк и семеро козлят», «Урожай», «Лабиринт» и др., способствующих закреплению полученных знаний.

В рамках парциальной программы «Мир без опасности»:

Викторина «Знатоки безопасности»

Акимова Т. Ю., воспитатель.

Цель: Активизировать и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Возраст детей: 6-7 лет.

Вопросы викторины:

1. Верны ли выражения (ответь и объясни почему):

– в лифт с незнакомцами не заходи;

– не надо трогать просто так бродячих кошек и собак;

– нельзя кататься по льду на реке;

– не играй с острыми предметами.

2. Закончи предложения (правила поведения при пожаре):

– если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;

– позвони по телефону 101 или 112, сообщи, что случилось, и чётко назови свой адрес.

3. Нельзя тушить водой горящие электроприборы.

4. Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым.

5. Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

6. Назови знаки дорожного движения:

– пешеходный переход;

– остановка запрещена;

– осторожно, дети и т.д.

7. Назови правила поведения в лесу:

– не загрязняй природу;

– не лови лесных обитателей;

– не шуми;

– не собирай неизвестные грибы и ягоды;

– не разрушай муравейники, гнезда, норы;

– не вырывай растения с корнями;

– не трогай насекомых и зверей;

– не ломай ветки и не обдирай кору;

– не играй с огнем.

8. Вспомните художественные произведения, в которых описан случай нарушения правил безопасности:

– не послушались старших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);

– доверились незнакомцам («Колобок», «Буратино и золотой ключик», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»);

– открыли дверь чужим («Волк и семеро козлят»);

– разговаривали с незнакомцами («Красная шапочка», «Снежная королева», «Колобок»);

– не соблюдали правил пожарной безопасности («Кошкин дом» С. Я. Маршак; «Дым», «Пожар», «Пожар в море» Б. Житков; «Путаница» К. И. Чуковский; «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Н. Толстой.

Благодаря проделанной работе педагоги получили не только теоретические знания, но и значимый опыт практической работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данные мероприятия позволяют улучшить качество образовательного процесса в ДОУ, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе, осуществить профилактику профессионального выгорания педагогов.

Количество просмотров: 1992  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы