«Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Завьялова Татьяна Валериевна,

педагог-психолог

МКДОУ д/с № 347 г. Новосибирска

 

«Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 347 «Ладушки» посещает 423 воспитанника, из которых 146 детей с ограниченными возможностями здоровья. Преобладающее большинство воспитанников имеют тяжелые нарушения речи (80 %); 4 ребенка имеют расстройства аутистического спектра, 13 – задержку психического развития, 2 ребенка с нарушением интеллекта, 5 – со сложными сочетанными дефектами в развитии. Кроме того, согласно результатам психолого-педагогического обследования 56 воспитанников обладают особыми образовательными потребностями, хотя не имеют заключения ТПМПК об ограниченности возможностей здоровья. Эта группа детей представлена детьми мигрантов, являющихся билингвами, педагогически запущенными детьми, воспитанниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы, подтверждённым диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Несмотря на многообразие представленных нарушений развития воспитанников детского сада № 347 «Ладушки», можно выделить несколько общих тенденций, свойственных большинству воспитанников, нуждающихся в специальных образовательных условиях. Дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями испытывают трудности в развитии общения, взаимодействии со взрослыми и сверстниками, становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, что часто сопровождается пребыванием ребёнка в негативном эмоциональном состоянии.

Формирование саморегуляции – сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В нем могут быть задействованы три механизма: общение с взрослым, игровая деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.

Кроме волевого начала у детей описанных категорий особенно трудно формируется понимание эмоционального состояния как собственного, так и окружающих людей. Формирование социального и эмоционального интеллекта у дошкольников, имеющих нарушения в развитии, является предметом особого педагогического внимания. Для проведения качественной коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо иметь широкий арсенал педагогических приемов и методов, равно как и многофункциональное игровое оборудование, способствующее решению педагогических задач, максимально соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей, требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, а также обладающее высокой привлекательностью для дошкольников.

Резюмируя выше сказанное отмечу, что перечисленные трудности согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования являются направлениями развития и образования детей в образовательной области социально-коммуникативного развития. В свою очередь мной было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Галечный конструктор», которое является компонентом развивающей предметно-пространственной среды детского сада № 347 «Ладушки», учитывающим особенности контингента воспитанников и обеспечивающим возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, способствующих социально-коммуникативному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Уникальность представленного пособия заключается в гармоничном сочетании традиционных дидактических подходов к личностному развитию детей и научно доказанной силы воздействия энергии природного камня. Целебная сила воздействия камня на оздоровление человеческого организма, конечно, спорная теория, и относится к нетрадиционной медицине. Терапия камнями – как доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека известна еще с конца 19–начала 20 века. Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К.Г. Юнг. Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки. Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения. В игре с камнями происходит трансформация негативных переживаний в игровую или творческую деятельность».

Использование элементов арт-терапии в образовательном пространстве детского сада допустимо, а в работе с детьми с особенностями развития вполне оправдано. В современных статьях и исследованиях педагогов и психологов-практиков можно прочесть, что игры с камнями полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:

– низкий уровень коммуникативно-речевого развития;

– конфликтность, замкнутость, тревожность;

– невротические и эмоциональные расстройства;

– кризисные состояния;

– низкая самооценка.

Терапия камнями, являясь одной из форм арт-терапии, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, способствует снятию мышечного напряжения, укреплению эмоциональной сферы ребенка. Манипуляции с камешками помогают детям с ограниченными возможностями здоровья снять излишнее напряжение, вступать во взаимодействие с другими детьми.

Эти, на несведущий взгляд, «волшебные» свойства камня могут кому-то показаться надуманными, пришедшими в педагогическую науку из таких спорных наук, как эзотерика и оккультизм. Однако есть вещи, которые вполне укладываются в привычные «педагогические» представления.

Преимущества использования камней в коррекционной работе с дошкольниками:

– задействование сенсорного канала восприятия позволяет переключить доминирующий очаг возбуждения, что способствует эмоциональной регуляции, расслаблению;

– свойства применяемого материала реализуют потребности ребёнка в наличии чётких границ, контроле над процессом творческой деятельности, возможности в любой момент изменить созданный продукт творчества;

– активизация ассоциативного ряда и образного мышления при восприятии абстрактных объектов и обсуждении композиций, стимулирует работу «подавленного» правого полушария;

– направленное сосредоточение и стимуляция осознания ощущений центрируют фокус внимания на субъекте, его телесных проявлениях;

– побуждение к спонтанной игре позволяет проявиться собственной инициативе ребёнка, раскрыться его творческому потенциалу.

Основываясь на собственной практике использования данного пособия, отмечу, что дети испытывают огромный интерес к необычному материалу и позитивно относятся к предлагаемым взрослым способам взаимодействия с ним, положительно-эмоционально окрашенная совместная деятельность является важным условием при решении воспитательных и образовательных задач.

Использование «Галечного конструктора» в педагогической практике способствует достижению цели: обеспечение условий развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, открывающих возможности для позитивной социализации, развития социального и эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, а также решению задач:

-гармонизация психоэмоционального состояния;

-формирование интереса и готовности к совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

-формирование позитивного опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-развитие умения принимать поставленную игровую задачу;

-развитие умения действовать по образцу, в соответствии с установленными правилами;

-развитие способности анализировать и контролировать правильность выполнения игровой задачи;

-развитие критичности мышления (способности замечать ошибки и самостоятельно их устранять);

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-формирование волевых качеств (настойчивость, целенаправленности действий);

-знакомство с основными видами эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость, спокойствие) и их внешними признаками проявления;

-знакомство со схематичным изображением эмоций;

-развитие умения распознавать и принимать эмоции собственные и других людей;

-формирование представлений о социально приемлемых способах выражения негативных эмоций;

-развитие умения справляться с негативными эмоциональными переживаниями (ситуация неуспеха, проигрыша, недостижимости желаемого и т.п.);

-стимулирование проявлений творческой активности;

-формирование основ безопасного поведения при взаимодействии с мелкими предметами.

Возрастная категория: дети дошкольного возраста (3-7 лет).

В пособие входят:

Короб (размещение элементов конструктора)

Папка (содержит дидактический, наглядный материал, картотеку игр)

«Волшебная палочка» (для обыгрывания педагогических приемов)

Зеркало (для отработки эмоциональной мимики)

Краски гуашевые, акриловые

Кисти для рисования

Мешочки с завязками содержащие наборы камней:

Речная галька на тему «Цифры»

Речная галька на тему «Морские обитатели»

Речная галька на тему «Животные»

Речная галька на тему «Эмоции»

Стеклянные камешки «Марблс» (разноцветные)

Стеклянные кабошоны (разноцветные)

Речная галька натуральная (для творчества)

Описание применения пособия

Работа с пособием осуществляется в индивидуальной форме или в форме малой подгруппы (3-4 ребенка). Перед началом занятия педагог подбирает необходимый комплект камешков, с помощью которого будет осуществлять решение педагогических задач, продумывает игры для работы с детьми. При выборе игр педагог ориентируется на возраст ребенка, особенности психического развития, зону его ближайшего развития.

Когда поведение ребенка переходит из полевого в опосредованное, педагог предлагает ребенку осуществить самостоятельный выбор: «С какими камешками ты хочешь поиграть сегодня?» и реализует педагогические задачи на выбранном ребенком материале.

Педагог может использовать в ходе взаимодействия с ребенком только один комплект камешков, а может компилировать наборы между собой, что будет способствовать разнообразию коррекционной работы и расширению педагогических возможностей.

При взаимодействии с детьми педагог всегда придерживается следующих принципов:

– принцип личностно-ориентированного подхода;

– принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);

– принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);

– принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

В пособие входит такой предмет, как «Волшебная палочка». Педагог использует «Волшебную палочку» для:

– моделирования игровых ситуаций, например, «перемещение в пространстве» («Раз, два, три, в лес нас всех перенеси…»);

– наделения кого-либо из участников взаимодействия какими-либо качествами, свойствами, полномочиями (например: волшебная палочка, выручай, Саша Ире помогай или «Пусть сегодня все дети будут называть друг друга ласково»);

– для обыгрывания ситуаций обучения (Например: «Раз два, три, солнышко появись» – дети выкладывают из камешков солнце. «Раз, два, три, быть по-моему, вели – пусть все зеленые камешки станут – красными!» и т.п.);

– для поддержания дисциплины, обыгрывания организующих мероприятий по уборке рабочего места, игрового пространства;

– для определения очередности, привлечения внимания к говорящему (Например: «У кого в руках палочка, тот и отвечает», «Передай палочку тому, чье мнение ты хочешь услышать», «Передай палочку тому, кого мы сегодня еще не слушали», «Передаем палочку по кругу другу-другу» и т.д.).

По мере взросления детей и достижения ими достаточного уровня речевого развития дети могут самостоятельно пользоваться «Волшебной палочкой» во время игр с камешками. Кроме того, возможность воспользоваться «Волшебной палочкой» может использоваться педагогом как мера поощрения выработки опосредованного поведения.

В картотеке собраны разнообразные игры, способствующие решению различных педагогических задач из разных образовательных областей. Все эти игры и упражнения способствуют выработке опосредованного поведения у ребенка, становлению целенаправленности действий, целеполагания и самоконтроля.

Организация работы детей в парах/тройках способствует установлению контакта со сверстниками, ориентации на их возможности, желания, мнения. Живое общение, опосредованное правилами игры, с грамотным использованием педагогических приемов способствует развитию у детей интереса к сверстникам, совместным игровым действиям, доброжелательного отношения и впоследствии эмпатии.

Не претендую на авторство представленных в картотеке игр. Это классические дидактические игры, в некоторых случаях описываются как традиционные, в других адаптированы под используемый в работе материал (галька, Марблс, кабошоны).

Представленное дидактическое пособие использовалось в педагогической практике в течение 2-х лет и зарекомендовало себя в качестве многофункционального профессионального инструмента, позволяющего решать разнообразные педагогические задачи на основе глубокого интереса детей.

Пособие отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования[1], соответствует требованиям к развивающей предметно-пространственной среде[2].

Использование данного пособия позволяет проявлять свои творческие способности, осуществлять индивидуальных подход к каждому воспитаннику, создавать развивающую образовательную среду, представляющую собой систему условий для социализации и индивидуализации дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Ссылки на источники

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры - Детство-Пресс, 2004. https://booksee.org/book/769702

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006 https://vk.com/doc9429536_581830596?hash=RQynXuArBNAerjWkRBjgDFQaQdqoJ1oxJhuI4Eaz52L&dl=pzvT7yzm7f730FXtcHyR8EPJKfpFTP81H5gFduiTQQX

3. Лэндрет Г.Л., Суини С.С. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2007 г. https://psyjournal.ru/articles/igrovaya-terapiya-centrirovannaya-na-rebenke-rabota-v-gruppe.

4. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие – Когито-Центр Москва – 2014. https://www.rulit.me/books/art-terapiya-uchebnoe-posobie-read-402006-1.html

5. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007.  https://booksee.org/book/1480403

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

7. Фопель К. Психологические игры и упражнения/ Пер. с. нем. – М.: Генезис, 2003 https://ems.chel-meteor.ru/wp content/uploads/2017/04/Создание_команды_(Клаус_Фопель).pdf

Сокращения: Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК)


[1] ФГОС ДО п.3.2.1.

[2] ГОС ДО п.3.3.4.

Количество просмотров: 1955  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы