Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников

 
 

Расстегаева Светлана Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 401 г. Новосибирска

 
 
 

Абраменко Татьяна Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 401 г. Новосибирска

 

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Для успешной реализации целей нравственно-патриотического воспитания важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, она единственная для тех, кто здесь родился. А Новосибирск – это их малая Родина. Наблюдая за детьми, мы заметили, что тема Новосибирска им интересна, они с удовольствием рассматривают фотографии с достопримечательностями, делятся впечатлениями. Но в процессе бесед мы убедились в том, что у детей неполные представления об истории и достопримечательностях родного города и района, в котором находится их детский сад.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Каждый человек имеет свою малую родину – это город, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, нравственно-моральных качеств, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка положительное отношение к малой родине. Детские воспоминания яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему родина, Россия.

Важным звеном формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к его культуре, усвоение принятых в нем норм поведения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Ознакомление детей с историческим, национальным, культурным, природно-экологическим разнообразием родного края имеет огромное значение. Любовь к Родине, чувство национальной гордости, стремление служить своему народу, своей стране не возникают у людей сами по себе. Целенаправленно воздействовать на человека необходимо начинать с самого раннего возраста. Нужно помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Дошкольный возраст – это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, родной природе, детскому саду, району, городу, Отечеству.

Занятия краеведением доступны детям дошкольного возраста. Так что же такое краеведение? Краеведение – изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, формируется глубокая привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, историю, культурные ценности родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Краеведение в детском саду является важным источников обогащения детей знаниями о родном городе, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Краеведение способствует вовлечению детей в художественное творчество, расширяет распространение знаний об искусстве, особенностях жизни родного края и является важным педагогическим средством.

В ходе педагогического процесса дети знакомятся с краеведческими сведениями о родном городе, об истории возникновения Новосибирска, о его достопримечательностях, видах транспорта, промышленности, трудовой деятельности людей, городских зданиях и учреждениях, деятелях культуры, знаменитых земляках. Тем самым воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Цель работы по краеведению с детьми дошкольного возраста – воспитание нравственного гражданина, патриота своей малой родины, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).

Основными задачами краеведческой работы являются:

– формировать любовь к родному городу Новосибирску и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение (к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране);

– воспитывать чувство гордости, ответственности за все, что происходит в родном городе;

– развивать бережное отношение к природе родного города;

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Формы и методы работы краеведения разнообразны:

– тематические занятия, где у детей дошкольного возраста формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом, фотографиями, слайдами, иллюстрациями и т. п.;

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного района и города;

– праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной город;

– чтение произведений детской литературы, писателей родного города, в которых представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, природе, достопримечательностям города;

– прогулки, путешествия, экологическая тропинка – незаменимые формы в краеведческой работе.

Многообразие использования форм и методов способствует закреплению знаний, это благотворно влияет на воспитание гражданских и патриотических чувств, что дает возможность детям почувствовать их сопричастность к истории и современной жизни родного города. Также важным условием в работе по краеведению является создание предметно-развивающей среды. Организация краеведческих уголков в возрастных группах позволила повысить качество работы с детьми в области истории, ознакомление с традициями родного города. Работая в краеведческих уголках, дети смогли применить на практике знания, которые они получали при посещении музеев, во время экскурсий по городу Новосибирску. Работа с детьми по ознакомлению с родным городом велась и в книжном уголке, где выставлялись книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии) и авторов родного города.

Особым условием в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Ведь бабушки, дедушки воспитанников – это живые участники истории нашего города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи, безусловно, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

В наше время все более возрастает значимость нравственного воспитания детей. Одним из правил нравственности является любовь к родному краю. Краеведческая деятельность в ДОУ сплачивает детские коллективы, укрепляет их дружбу на основе общих дел. Личный опыт показал, что природное краеведение – это один из путей нравственного и патриотического воспитания дошкольников, оно помогает увидеть и оценить красоту природы родного города Новосибирска ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие на детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом. – Москва: ТЦ. Сфера, 1999.

2. Березко З. В. Улицы расскажут вам. – Западносибирское книжное издательство, 1973.

3. Квашин А. Новосибирск для детей. – Москва, 2019.

4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: Педагогика, 1988.

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.

8. Интернет-ресурсы.

Количество просмотров: 2169  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научную историю – каждому поселению Верхнего Приобья и Барабы! К выходу в свет указателя трудов о населенных пунктах Новосибирской области
2. Новогодняя история города Н: лирическо-историческое повествование
3. Библиографический указатель «История населенных пунктов Новосибирской области»: к вопросу о проблемах и перспективах работы
4. Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников
5. «Мы знаем и любим детских писателей»: реализация программы краеведческого образования дошкольников «Новая Сибирь – мой край родной»
6. Развитие интереса молодежи к местной истории через библиотечные ресурсы
7. Развитие протогородской сети сельских поселений на территории северо-востока Новосибирской области (юг Томского уезда Томской губернии) в начале XX века
8. Новосибирск – город дружбы
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы