Развитие интереса молодежи к местной истории через библиотечные ресурсы

 
 

Мартынова Юлия Геннадьевна,

начальник отдела обслуживания

Централизованной библиотечной системы

Ленинского района г. Новосибирска

 

Развитие интереса молодежи к местной истории через библиотечные ресурсы

Историческое образование играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности молодых людей, их общекультурному развитию и социализации. Серьёзной проблемой современного исторического образования признано отчуждение обучаемых от истории посредством пересказа учебника или повествования преподавателя. При этом теряются смысл изучаемого, эмоции и причастность к предмету пересказа. Формирование «авторской позиции» в отношении происходившего и происходящего, по мнению специалистов, позволит молодым людям принять на себя ответственную общественно активную роль, сознательно стремиться к сохранению исторической памяти.

Как показывает опыт, сказанное выше не пустые слова. Краеведение, локальная/ региональная история предоставляют всем возможность стать автором истории своего рода, села или улицы, совершить пусть небольшое, но открытие. История места, где ты живешь, интересна уже потому, что для большинства открытием является сам факт, что у места твоего «бытования» есть ИСТОРИЯ! К тому же, краеведческая исследовательская деятельность привлекает молодежь доступностью «первооткрытий», владением информацией, неизвестной не только сверстникам, но, порой, и взрослым.

В свое время С. О. Шмидт[1] писал: «Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведных представлений. Потому-то краеведные знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, в фундаменте исторической памяти. Это – и школа первичной методики мышления, формирования понятий об общем и особенном, а также о приемах анализа и синтеза, комплексности знаний, а затем и о междисциплинарных научных связях. Под краеведением понимают… сферу общественной деятельности. к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц (разного возраста и разной образовательной подготовки), преимущественно местных жителей» [4].

Таким образом, при многоаспектном, перспективном и актуальном потенциале краеведческой деятельности возникают две важные задачи для его реализации: нужно умело заинтересовать молодых людей в данной работе и направить их на качественную основу (источники). В этом мы видим потенциальную возможность библиотек.

Мы говорим первично о потенциале библиотек, т. к. при всей кажущейся простоте, работа учреждений в данном направлении встречает ряд препятствий.

Главная проблема – ограниченность краеведческих фондов из-за недостаточного ассортимента выпускаемых краеведческих зданий. К сокращению печатных источников ведёт и растущая дороговизна услуг печати. Ситуация усугубляется ещё одним негативным фактором – отсутствием стабильного и достаточного бюджетного финансирования, что не позволяет библиотекам систематически приобретать краеведческую литературу. Основным источником поступления краеведческих документов становятся дары местных авторов и организаций.

Количество традиционных источников по краеведению постоянно сокращается, уступая место электронным текстам. И здесь следует обратить внимание на качество электронного массива, содержащего зачастую не очень качественную компиляцию заурядного текста.

Всё выше сказанное привело нас к осознанию необходимости создания собственных информационных краеведческих ресурсов. Электронный формат ресурсов, как уже доказано временем, делает процесс донесения информации до пользователя, особенно молодого, более эффективным из-за специфических возможностей подобных продуктов. Важнейшим качеством электронного ресурса, на наш взгляд, является уникальный, объективный и достоверный контент с широкой вариативностью использования.

Здесь важно учитывать возможности кадрового потенциала учреждения. В нашей системе есть специалисты, имеющие достаточно большой опыт подготовки краеведческих изданий областного уровня с использованием первоисточников.

Местная история – это не просто небольшая статья, а исследование событий прошлого небольшого сообщества в определённой географической области, основанное на широком разнообразии источников и помещённое в сравнительный контекст. С видами электронных краеведческих ресурсов, подготовленных нами на основе самостоятельной исследовательской деятельности, в развитии форм и содержания, вариантами их использования мы хотели бы познакомить коллег. Оговоримся, что приоритетным у нас остаётся историческое направление краеведческой работы, так как именно оно наиболее универсально по содержанию и наиболее востребовано в обществе.

ЦБС на своем сайте (https://www.bazhovansk.ru/) регулярно размещает электронную версию краеведческого календаря (см. на https://ru.calameo.com/read/00344676534ca8fb8021e), дающего пользователю разнообразную, значительную, актуальную и выверенную фактографическую краеведческую информацию. Это традиционная ежегодная работа, которую делают все библиотечные учреждения. Чем же необычен наш продукт?

Во-первых, объектом, так как Ленинский район никогда не был предметом комплексного исторического изучения, хотя является самым крупным в г. Новосибирске. Во-вторых, формой. Это не просто иллюстрированный перечень дат, а своеобразный альманах. В первой части Календаря размещены помесячные списки дат. Часть из них сопровождается развёрнутыми справками, к некоторым прилагаются статьи, размещённые во второй части информационного продукта. В издании есть данные о книгах, периодических изданиях, архивных материалах, качественных интернет-сайтах, подтверждающих точность приведённых фактов. Календарь снабжён двумя вспомогательными указателями: персоналий, учреждений и организаций. Наш Календарь – основа планирования работ и мероприятий; источниковая база, информационная основа для доклада или мини-исследования.

Работа над Календарём позволяет специалистам системы определить вектор регионального приоритета в краеведческой сфере и начать разработку продуктов, которые будут востребованы различными социальными группами. Так были подготовлены издания: «Ленинград – Новосибирск: дорогой жизни и победы», «Новосибирск – 125», «Затонцы: герои войны и тыла» и др. Отличительной чертой наших разработок являются эксклюзивные материалы, так как они основаны на изучении первоисточников и публикаций признанных знатоков местной истории. Материалы изданий (размещены на сайте) широко используются при подготовке массовых мероприятий на городском Монументе Славы, расположенном в Ленинском районе. Это и информационные стенды, и тематические палатки, и подготовленные на наших материалах молодые экскурсоводы в дни торжеств.

Наиболее востребованным (кроме изданий о войне) является исследование «Добровольчество (волонтерство)». Это ценное социальное явление продолжает развиваться, привлекая всё больше граждан разного возраста в свои ряды. Издание стало основой ряда классных часов, уроков мужества, а в этом году – предметом конференции и занятия дискуссионного клуба старшеклассников.

Одним из объектов работы специалистов стал народный музей боевой и трудовой славы микрорайона Затон, который размещен в филиале ЦБС – библиотеке им. А. Фадеева. Уникальность музея заключается в его происхождении – все экспонаты принадлежат жителям, наследникам и представителям флотских династий. Появилась идея сделать этот музей виртуальным, чтобы с его экспонатами познакомилось большее количество людей. Так появился открытый архив «Память Сибири» (http://asa.sbras.ru/jspui/). Пользователи архива имеют доступ к цифровым копиям экспонатов музея, частных коллекций и семейных архивов. Информация систематизирована по тематическим коллекциям, что упрощает поиск необходимых пользователю материалов. Над созданием открытого архива работали специалисты системы, а также сотрудники Института вычислительных технологий Сибирского отделения Российской академии наук. Сегодня в архиве (см. http://asa.sbras.ru/jspui/handle/ICT-PS/225) 4 тематические подборки, которые интересны не только гражданам России, но и Швеции, Канады, Ирландии и других стран [3].

С 2017 г. ЦБС осуществляет ежегодную подготовку многовариативного комплекса краеведческих материалов для удовлетворения различных общественных запросов. Сегодня наша работа строится следующим образом: готовится электронный массив, на основе которого создаются различные продукты – книги, уличные информационные стенды, лекции для экскурсоводов, презентации для уроков школьников и студентов; проводятся реальные и виртуальные экскурсии, дискуссионные клубы, научно-исследовательские конференции молодежи, Недели краеведения.

Новой для нас формой краеведческого ресурса стала пополняющаяся база данных – развивающийся комплекс по истории города периода Великой Отечественной войны (https://www.frontnsk.info/).

Но главным форматом с 2020 г. мы считаем тематические мультимедийные краеведческие проекты с размещением на сайте ЦБС и продвижением через соцсети, индивидуальное уведомление организаторов школьного краеведения, при возможности, через СМИ. Востребованность данного вида электронного продукта объясняется его полной готовностью к использованию: логически выстроен, проиллюстрирован, содержит активный видео- и аудиоконтент.

Таким образом, библиотека определила себе очень важное для общества и достойное для приложения своих возможностей направление деятельности создание краеведческих ресурсов, раскрывающих жителям незаурядную историю того места, в котором они живут. Начиная с продвижения краеведческих разработок первоначально только в День знаний, сейчас мы уже внедрились в систему среднего и начального профессионального образования и даём возможность молодым людям не только получить интересную, качественную информацию, но и основу для проведения самостоятельного исследования с реальной возможностью совершения открытий в области местной истории и проявления своей «авторской позиции», творчества.

Теперь не мы «навязываем» мероприятия, а нас запрашивают о чём-то новом и интересном, заранее записываясь на наши мероприятия. Нам доверяют, мы стали коллегами по созданию проектов для образовательных учреждений. Наш опыт, пусть ещё небольшой, доказывает, что библиотечные ресурсы, при должном качестве формирования и подачи пользователям, способны развивать интерес к местной истории. Развитие идет от получения информации и поддержания беседы, желания встречаться с целью узнавания «чего-то новенького» до интереса к предмету, выражающегося в осуществлении исследования, самостоятельном приобретении новых знаний.

Когда молодой человек пройдет путь исследователя и открывателя, и этот опыт будет успешен, оценен сообществом, пусть и малым, то подобное никогда не забудется: ни сам предмет, ни методика его изучения. Общественность краеведения, на наш взгляд, ещё и в обоюдности пользы: человек получает определенный статус в обществе, благодаря полученным значимым умениям и сформировавшейся активной позиции, а общество получает сознательных хранителей его исторической памяти.

Список литературы:

1. Балашкина, М. Г. Локальная история: организация исследовательской и проектной деятельности / М. Г. Балашкина, А. А. Попов. – Москва: НКЦ Образование, 2022. – URL: http://www.opencu.ru/uploads/localhistory.pdf (дата обращения 18.08.2022). – Текст: электронный.

2. Павлова, Т. Н. Новые подходы в воспитании юных краеведов / Т. В. Павлова. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – URL:  https://urok.1sept.ru/articles/689789 (дата обращения 18.08.2022).

3. Понасенко, К. Р. Открытый архив «Память Сибири» = The Memory of Siberia Open Archive / К. Р. Понасенко, С. А. Амельченко, О. Л. Жижимов. – Текст : электронный // Книга. Культура. Образование. Инновации («Крым – 2017»): материалы Третьего Междунар. проф. форума. – URL: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2017/disk/035.pdf (дата обращения 12.06.2022).

4. Шмидт, С. О. Краеведение – это всегда краелюбие: (из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004 г.) – Текст: электронный. – URL: https:// his.1sept.ru/2004/22/4.htm (дата обращения 18.08.2022).

Издания системы. – Текст: электронный // Библиотечная система Ленинского района: [сайт]. – URL:  http://bazhov.libnsk.su/publication/ (дата обращения 18.08.2022).


[1] Шмидт Сигурд Оттович (1922–2013) – советский и российский историк и краевед, специалист в области источниковедения и истории России XVI–XIX веков. Доктор исторических наук, профессор, академик РАО, председатель союза краеведов России в 1990–2007 гг.

Количество просмотров: 1731  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научную историю – каждому поселению Верхнего Приобья и Барабы! К выходу в свет указателя трудов о населенных пунктах Новосибирской области
2. Новогодняя история города Н: лирическо-историческое повествование
3. Библиографический указатель «История населенных пунктов Новосибирской области»: к вопросу о проблемах и перспективах работы
4. Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников
5. «Мы знаем и любим детских писателей»: реализация программы краеведческого образования дошкольников «Новая Сибирь – мой край родной»
6. Развитие интереса молодежи к местной истории через библиотечные ресурсы
7. Развитие протогородской сети сельских поселений на территории северо-востока Новосибирской области (юг Томского уезда Томской губернии) в начале XX века
8. Новосибирск – город дружбы
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы